Амплуа актёра и спортсмена
Любителям театрального искусства известны такие слова, как «инженю», «травести», «гран-дам», «гран-кокетт»; словосочетания «первый любовник», «благородный отец», «комическая старуха». Всё это примеры сценического амплуа актёра. Термин имеет французское происхождение (emploi — занятие, место, должность, применение, роль (от employer — употреблять, давать занятие), и означает специализацию актёра на каком-то одном типе ролей, его сценическую функцию, подсказанную психофизическими данными, темпераментом, типом дарования. Пьесы классического мирового репертуара предлагают относительно стабильный набор персонажей (герой, героиня, родители, слуги, свахи и так далее), поэтому актёр соответствующей внешности и жанровых возможностей (трагедия, комедия) реализует свой талант в наиболее выигрышных ролях. В европейском театре система амплуа окончательно сложилась к 17 веку, а подверглась сомнению на рубеже 19-20 веков, в эпоху режиссёрского театра. Сегодня всерьёз говорить об амплуа как о реалии современного театра уже невозможно, так как явление подвергалось переосмыслению и разрушению на протяжении всего прошлого столетия. Тем не менее, актёры с ярко выраженной индивидуальностью невольно существуют в рамках определённого круга ролей (к примеру, комик Сергей Бурунов, герой-любовник Александр Петров).
Чарльз Кин в амплуа трагика
Истоки театрального амплуа — в происхождении самого явления театра. В древнейшие времена было не обойтись без распределения функций в хоре, ролей в обрядовых действах. Профессиональный театр изначально предполагал актёрскую специализацию. Особенно наглядно это представлено в итальянской комедии дель арте, где каждая маска чётко соответствует сценическому поведению и набору качеств героя («дзанни» — слуга, «доктор» и другие). В театре классицизма с его жёсткой и всеохватной упорядоченностью разделение на амплуа объяснялось тем, что артист должен максимально соответствовать персонажу пьесы — внешностью, тембром голоса, манерой вести себя на сцене, особенностями игры. Существовала своя специфика амплуа в каждом жанре (комическое, трагическое, водевильное, оперное). Наиболее известны примеры амплуа французского театра 19 века: первые роли молодых героев, вторые любовники, третьи роли и резонёры, дуэньи, роли «с переодеванием», субретки и так далее. Иногда обозначения игровых типов опиралось на костюм или деталь (роли «с плащом», «в корсете», «с фартуком»). Для драматического театра очень важна была иерархия ролей — первые, вторые и третьи (второстепенные персонажи).
Комик Сергей Бурунов
В русском дорежиссёрском театре система амплуа была официально закреплена «Законом о службе по определению от правительства» и Уставом съезда русских сценических деятелей. Казённая сцена диктовала правила службы в театре подобно советскому «штатному расписанию». В сохранившихся архивных документах Александринского театра (национальный театр России, расположенный в Санкт-Петербурге) можно найти характеристики конкретных актёров, где каждой фамилии соответствует тип ролей: «комические роли немолодых лет», «роли гуляк и волокит (бонвиван)», «роли девушек живого характера» и тому подобное. Появление режиссуры, а также системы К.С. Станиславского, взятой за основу русской психологической школы, стало размывать и расшатывать понятие амплуа, но не уничтожило его окончательно.
Амплуа в спорте
В профессиональных командных видах спорта, как и в исполнительских искусствах, тоже существует амплуа. Под ним имеется в виду позиция игрока на поле или игровой площадке и набор его обязанностей (функций). В футболе, хоккее, волейболе и баскетболе есть пересекающиеся позиции (например, вратарь в первом и втором случае), и есть сугубо специфические (разыгрывающий защитник в последнем). В отличие от театра, спортивные амплуа игроков остаются и поныне абсолютной необходимостью, так как обеспечивают слаженные действия команды в процессе матча. Специализация гарантирует, что спортсмен будет тренироваться, оттачивая навыки, для которых он предназначен — и реализовать их на площадке.
Фланговый нападающий в атаке
• ВОЛЕЙБОЛ. Связующий, либеро (всегда в особой форме и меньше ростом), блокирующий, диагональный, доигровщик (Дмитрий Волков — доигровщик сборной России, звезда отечественного спорта).
• ФУТБОЛ. Голкипер, защитники (центральные и по флангам), полузащитники (опорные, центральные, атакующие, фланговые, крайние) и нападающие (центральные, оттянутые, фланговые). Например, мировая звезда Диего Марадона был оттянутым нападающим, а «народный футболист» Артём Дзюба выступает в амплуа классического центрального нападающего.
• ХОККЕЙ. Вратарь, нападающий (центральный, фланговый), защитник. Звезда НХЛ Александр Овечкин — левый крайний нападающий.
• БАСКЕТБОЛ. Защитники (разыгрывающий, атакующий), форварды (лёгкий, тяжёлый), центровой.