Как рассказать о Боге...священнику?
«Итак, вера от слышанья…» (ап.Павла к Римл. 10:17)
Проповедь – в узком смысле этого слова – есть христианское церковное наставление, имеющее своей задачей поведать и разъяснить слушающим учение Господа нашего Иисуса Христа.
До революции свободная проповедь священника была почти под запретом. Священник писал проповедь заранее, отправлял в цензурный комитет, который должен был дать свой «одобрям». Затем священник должен был выучивать проповедь наизусть и рассказать ее после службы, а в церкви в это время присутствовал некто, кто знал проповедь священника заранее, и если священник отклонялся от проповеди, то ему могли потом поставить «на вид». Если отклонения от заранее написанного и утвержденного повторялось регулярно, то священника могли перевести на другой Приход (с понижением). Соответственно, такая форма церковной жизни не способствовала воцерковлению российской интеллигенции, которой православие становилось неинтересным, и она искала себя в разного рода неправославных религиозных и политических утопиях Запада и Востока… «Прослужит батюшка заутреню да обедню, и затем выйдет "читать" проповедь, переполненную иногда такими текстами из Священного Писания да библейскими именами, что мужичок наш стоит, слушает, скучает и думает: "Когда это кончится, устал, беда, есть охота, а уйти неловко"». Это во многом и привело русское общество к революционной катастрофе.
После Тысячелетия Крещения Руси в 1990 г. люди пошли в храмы «тысячами» и крестились сотнями. Священников не хватало, рукополагали без всякого обучения, проведя верующего кандидата в священство только через «краткие курсы» «алтарного образования», не утвердившегося, не понимающего, как ответственна и тяжела ноша «священного сана». Русь крестилась опять после периода богоборчества и естественно – было не до «огласительных» бесед, «априори» предполагалось, что люди должны приходить к Крещению, имея веру и знания. Основное желание священника тех лет – не заболеть и выспаться… Если в каком-либо даже небольшом соборе даже 2 священника служат недельный богослужебный круг и крестят ежедневно по 80-100 человек, то тут уж не до «живой проповеди» - на ногах бы устоять… Естественно, что живая проповедь после Литургии была и развивалась, но это было очень далеко до настоящего «воцерковления» народа. В людском обществе сформировалась и поныне существует странная точка зрения «всезнайства» в церковных вопросах. Люди и ныне спокойно приходят к Причастию (даже регулярно ходящие в храм), абсолютно не зная, что ЭТО такое. Часто уже перед Чашей спрашиваешь человека, вступившего на амвон к Причастию: «Что это?» И чего только не услышишь, только не правильный ответ – «Святые Дары – Тело и Кровь Христовы». Это просто беда людей, называющих себя православными. Исправить такую ситуацию силились организацией Воскресных школ и всякого рода «катехизационных» курсов, но часто люди работают порой на нескольких работах, и у них получается выкроить время только на посещение Воскресной Службы (или раз в неделю – на буднях – если в воскресенье – работа). В этой связи очень важна Проповедь после Литургии, которая должна быть проста, понятна, интересна и иметь ЯРКИЙ катехизически-миссионерский характер, рассчитанный на простых «ничего не знающих о Христианстве» людей. В храмах при учебных заведениях, в кафедральных соборах на архиерейских службах возможна, конечно, более философски возвышенная и догматически усложненная проповедь, но в обычных храмах такое «слово Божье» слушают обычно с одной мыслью: «Как же я устал… Когда же все это закончится!»
Очень важна для проповеди Слова Божьего…Исповедь. На Исповеди начинающий христианин, пожалуй, узнает даже больше, чем на проповеди. Во время Исповеди человек наиболее восприимчив к усвоению духовных истин. Если человек к Исповеди подходит не праздно, то усвоенные от священника знания запоминаются и усваиваются наиболее крепко. Еще одна казалось бы удивительная особенность проповеди - это «повторенье – мать ученья». Особенно это характерно для «огласительных» бесед перед крещением или занятий воскресной школы. Обязательно нужно спрашивать то, о чем говорил проповедник. Приходится это делать после сказанного, чтобы человек усвоил. Это даже, наверно, к области психологии обучающего процесса относится. Современные люди бывают настолько далеки от религиозных философских предметов, что просто не способны понять некоторые элементарные истины. Если ученики Христовы обращались с проповедью к религиозным народам, для которых понятие жизни после смерти было естественным. То атеистическое в прошлом и секулярное в современном общество совершенно чуждо этого. Люди часто над этим не задумываются и мыслят штампами, которые заложены в них их неверующими родителями. Христианскому проповеднику приходится преодолевать некие «идолы театра» (по Френсису Бэкону), из-за которых люди, к которым обращена проповедь – сразу, не слушая и не вникая, относятся к говорящему с предубеждением. В частности, огромный вред нанесли в этом ключе сектанты – «свидетели Иеговы». Из-за них уличная миссия православных христиан стала практически невозможна как по закону (ибо именно из-за назойливости «свидетелей» государство приняло ограничительные законы), так и по здравому смыслу: любой прохожий при слове «Бог», «Не хотите ли поговорить о Боге» - шарахается в сторону…
Резюмируя вышесказанное, хочется сделать вывод о том, что современная проповедь должна быть адаптирована под аудиторию ее слушающую. Бесполезно рассказывать о высшей математике тем, кто не знает и не понимает арифметики. К тому же становится все более понятно, что если проповедник желает, чтобы то, о чем он хочет сказать, было воспринято, то необходимо постоянно «держать внимание» аудитории. Нужно стараться говорить ярко, эмоционально, делать паузы, повышать голос. Это то, что касается проповеди богослужебной. А то, что касается проповеди - занятий в воскресных школах, то уже давно многие проповедники уходят от лекционной подачи материала. Все больше формат занятий происходит в виде семинаров, дискуссионных клубов и круглых столов, когда аудитория тесно вовлечена в проповедь. Именно в таком формате и удается на сегодня преодолеть «идолы театра» - эти общепринятые парадигмы, которые нам навязаны другими и, соответственно, препятствуют образования новых, собственных систем мысли.
И еще хочется отметить один небольшой момент, на который мало кто обращает внимание. Проповедник должен быть …отдохнувший! Когда один приходской священник на Литургии без помогающего священника и без диакона, совершив перед Литургией исповедь полста человек, прочитав громогласно буквально тысячи имен заказных и прочих молельных записок на Литургии и «послелитургийного» молебна, приступает через 2.5 – 3 часа к слову проповеди - сложно ждать от него «ярких потрясающих слов». Некоторые священники еще и «экономят силы» на другие, следующие за Службой требы в виде дальнейших панихид и заказных молебнов. А также Крещений после Службы, выездных Соборований и Причастий больных, а также Заочных отпеваний. Выспавшийся, отдохнувший человек, желая «прогуляться» до храма в воскресный день в районе 12-ти, встречает «выжатого как лимон» батюшку, от которого еще и кагором пахнет (потому что священник остатки «Причастия» после Службы «потребляет»). Ищущий духовного человек полон сил и энергии и не понимает, с чего это священник мог так устать. «Ну, не мешки же таскал?» - думает обычный искренний обыватель. Так и рождаются мифы о том, что «местный поп все время пьян»… Хотя действительно, некоторые священники злоупотребляют алкоголем, и это самый большой вред, который может быть сделан в деле христианской православной проповеди на сегодня. Приведу пример. У нас в Петрозаводске умер старый митрополит, Владыка Мануил. Прислали нового, митрополита Константина. Так совпало, что 2 наших петрозаводских священника перед этим проявили себя геройски, когда во время авиакатастрофы, рискуя жизнью, спасали людей из упавшего горящего самолета. Священники-герои, масштабная конференция «Православие в Карелии», которую устроил новый митрополит на базе университета, и несколько других крупных мероприятий с участием епархии буквально всколыхнули наш атеистический город так, что даже руководство Университета, сделало предложение епархии о дальнейшей совместной работе с университетской молодежью. Это был большой прорыв и большая победа в деле миссионерства в среде молодежи для нашей небольшой епархии! И все это было разрушено, когда один пьяный священник через три дня после Конференции в университете протаранил утром 2 автомобиля, и, пытаясь скрыться с места преступления, задавил женщину – известного преподавателя университета… Мало того, что наша пятилетняя работа в университете была разрушена, так еще и внешнему имиджу Епархии был нанесен непоправимый урон. Все попало на камеры наблюдения и буквально взорвало СМИ и интернет. Карелия нехорошо прогремела на всю страну…Сейчас из Петрозаводских священников почти никто не употребляет алкоголь ВООБЩЕ, но это сейчас не для кого из внешних не имеет значения. Такое позорное пятно еще долго придется стирать…