Эксперт
16 марта 2021 г.

Начинающим о собаках и про собак: некоторые правила и несколько приёмов домашней дрессировки

Этот пост для тех, у кого не было собаки, но уже решено, что она вот-вот появится. Ура.

 А ещё он для тех, у кого, быть может, в детстве была собака, принадлежавшая «всей семье», то есть за воспитание которой никто лично ответственен не был. И, конечно, тех, кто хочет после крохотного и не слишком заметного существа обзавестись более крупным и серьёзным псом. Я на примере своей истории и своих некоторых достижений (и постижений) в этой области расскажу вам о том, что следует учесть при приёме самых важных решений и без чего вам не удастся обойтись. Если вы хотите вырастить достаточно социализованную собаку, с которой можно нормально жить и гулять ))

Первое, без чего не удастся обойтись, если о породе, которую вы выбрали, пишут, что это «активные собаки», это очень активные прогулки. Да, боюсь, для нас с вами они будут именно «очень активными», чтобы для них было в самый раз. Иначе будут постоянные нервы дома, будет бедлам, будет неуправляемая собака, которая носится, всё разбрасывает, роет и грызёт. Поверьте, это забавно только первое время. А длиться будет, пока зверюшка не состарится, а ведь она только начинает расти. Если вы не чувствуете в себе потенциала в течение двух-трёх лет максимально удовлетворять двигательные потребности такой собаки, выберите другую породу. Вдумайтесь! Слова «не справитесь с такой собакой» не означают, что вы ни на что не годитесь и обязаны смириться и жить с этим ощущением, да нет же! Это не то значит. Вы просто не дадите такой собаке необходимого для конкретно её собачьего счастья. А комфортно ли жить с тем, кто несчастен? Вообразите одинокую желчную бабку в соседней комнате коммунальной квартиры, хотите жить рядом с такой? Но от той бабки ещё можно закрыться своей дверью, если она в стену стучать не будет, конечно. И пожаловаться куда-нибудь на неё можно.. А вот если вы её должны при всём этом кормить, обслуживать да ещё и жаловаться на неё будут ВАМ?! Не надо так. Правда, не надо.



Второе. После появления щенка тот, кто будет его хозяином (даже если собака будет жить в семье), должен посвятить её «введению в новую жизнь» от двух до трёх месяцев. Эти месяцы он должен заниматься собакой очень плотно и очень подолгу. Щенки растут и умнеют быстро. Они не перестают учиться всё время, пока не спят. Непрерывно. Что-то исследуют, пробуют, ставят эксперименты, делают выводы. Если им не объяснять, что и как НУЖНО делать и чего НЕ нужно, они быстренько наберутся дурных привычек. В новом доме всегда новая жизнь. Можно отучить от чего угодно, если в момент начала неправильного (с хозяйской точки зрения) действия, остановить мелкопузика, забрать у него что-то, забрать его самого откуда-то (снять с кресла, например) и что-то дать взамен или посадить на его собственное место. Отрицательное действие надо чем-то сразу заместить. Маленьких непонимаек нельзя ничем шлёпать и на них нельзя кричать, иначе в них может поселиться ужас перед вами. Просто тупая истеричная паника. Добавляйте недовольства в голос, резче двигайтесь, главное не переусердствовать с этим. Крик и какие-нибудь ругательные слова, которые всё равно придут в ваше общение, приберегайте на самый крайний случай. И если вдруг вы видите, что перестарались и напугали маленького, сразу подойдите к нему, приласкайте, утешьте, извинитесь. Он пока не поймёт слов, но вы-то их понимаете, и они помогут вам выразить чувства, которые он поймёт безошибочно.



Своего трёхмесячного малинуа я привезла в съёмную комнату, где мы вдвоём прожили три следующих месяца. Он ни разу не погрыз ни мебель, ни вещи, ничего не взял со стола и не подобрал на улице. Потому что всё время, пока он не спал, я была при нём и в первые же секунды ошибочного поведения останавливала его и уводила или отвлекала. Маленьких очень легко увлечь ) Он просто привык так себя вести, и на протяжении уже 13 лет ему и в голову не приходит сделать что-то из этого. Ему уже не нужно это запрещать или следить за ним. Однажды, когда ему было уже около полугода, с нами в лифте ехали несколько человек, и он начал беспокоиться. Ему вдруг очень захотелось скорей выйти. Спускаться было недолго, и я его держала на поводке прямо перед дверью, но он уже начал скрести пол передними лапами и носом пытаться отодвинуть дверь. А когда мы пришли с прогулки, отказался заходить в пустой лифт. Подниматься было невысоко: шестой этаж, к тому же у нас обоих всё в порядке со здоровьем. Но мне тогда показалось, что стоит «вышибить клин клином». Заставить его сделать это снова, чтобы он убедился, что на самом деле всё безопасно и что он ошибся, но он не хотел, он пытался увернуться и убежать, тогда я крикнула на него и втолкнула его в лифт силой. Он в то же мгновение сжался, скорчился у этой противоположной стенки и начал сильно дрожать, отвернувшись от меня.. Это было невыразимо неправильно и несправедливо. А главное, в этом НЕ было необходимости. Я подошла к нему, погладила и поманила к выходу, потом уже там, на воле, обняла и пожалела.. Долго мы потом не ездили в лифте. Спустя пару лет доводилось несколько раз, и всё было в порядке. Может быть, потому что к тому времени он уже часто ездил со мной в общественном транспорте, где не так темно и тесно, и привык. А может, просто повзрослел. Не требуйте от маленьких большего, чем необходимо, вам будет очень стыдно, если они от этого пострадают.





Третье. Обязательно организуйте щенку свой коврик и свои игрушки. Сразу, ещё лучше заранее, чтобы было то, что ему однозначно можно брать. И чтобы было, посредством чего контактировать с хозяевами (!) Друг друга собаки кусают, толкают лапами и царапают, с людьми они так играть не должны. Разве что в порядке исключения, если хозяин сам предложит или согласится. Кусать человека с нужной силой, чтобы ему не было больно, щенку тоже только предстоит научиться, и когда он переходит границы, ему надо сообщать об этом возгласом и резким отдёргиванием укушенной руки. Обижать опять же нельзя, иначе он перестанет стараться услышать и понять вас, а просто будет либо бояться, либо игнорировать всё, кроме побоев. Это уже не собака.

И четвёртое. Начинайте потихоньку дрессировать своего маленького друга, как только он научится узнавать своё имя. Или кличку, кому как больше нравится )



Теперь перейдём к вопросу о «домашней» дрессировке. Это как домашнее воспитание в отличие от школьного. Вы можете нанять инструктора, который будет учить Вашу собаку тому, чему Вы попросите, но это будет намного медленнее, чем если Вы хотя бы начнёте строить правильные отношения самостоятельно. И ещё, по моему личному мнению, не очень приятно, когда твой родной пёсик должен подчиняться какому-то постороннему человеку  С чего это вообще? Для чего до такого доводить? Разве что когда сам прошляпил нужное время и уже ничего без специалиста поправить не можешь, но тут уже извините. Сам дурак.



Первейшее правило, я думаю, всем нам давно известно. Быть последовательными. Нельзя по-разному реагировать на одно и то же действие. Если собака воспитывается более, чем одним человеком, необходимо (!), правда необходимо строго договориться о том, что можно, а что нельзя. Два раза повторившееся разногласие ужЕ способно свести к исходному нолю готовность щенка подчиниться правилу. Если хозяин сказал, что нельзя, нельзя всегда и при любых условиях и свидетелях.

Второе правило – это прекратить думать за собаку человеческими категориями. Нет, они не тупые, не бесчувственные, у них есть желания, они хотят любить, хотят, чтобы ими были довольны, и им бывает стыдно. Но! У них в генах заложена иерархическая система ценностей, заложено стремление бороться за более высокое место в этой системе, это не плохой характер, это нормально, всегда так было и будет. Они мыслят как стайные животные, потому что ими родились. И тут важны оба слова: «стайные» и «животные».



Вот вам пример: идёт хозяйка, ведёт на поводке небольшую пушистую собачку. Собачка бежит по газону, по пути что-то подхватывает и начинает на ходу жевать. Хозяйка начинает монотонно и умоляюще причитать: «Люсик, Люсик, фу-фу-фу, выплюнь, пожалуйста, пожалуйста, выплюнь, нельзя, Люсик, кака, брось каку, Люсик, фу..» Люсик не то что не собирается ничего менять, он даже не слышит. Он не способен понять хозяйку, как не понимаем мы птичье пение или новости по радио на незнакомом языке. Долго ли мы будем пытаться, если это не имеет для нас личного смысла?



Некоторые методы убеждения действуют только на людей. И то, впрочем, не всегда.



Вот другой пример: мужчина выгуливает на поводке молодую овчарку и пытается управлять её поведением. Он дёргает за поводок, начинает вдруг кричать или толкает, а то и шлёпает поводком собаку, если ему что-то не нравится в том, что она делает. Даже человеку, смотрящему со стороны, не очень понятно, чего ему надо и чего не следует делать. Но мы ещё понимаем речь, да и то благодаря тому, что нас в детстве этому научили, причём учили долго и терпеливо, добивались понимания, а не заучивания звуков. Почему же, не сделав того же для другого существа, которое способно видеть, слышать и запоминать, ты ждёшь, что оно станет таким же умным, как ты? Это же абсурд. Если без конца дёргать тебя за шею, когда тебе хочется размяться и подвигаться в своё удовольствие, осмотреть новые для тебя предметы, почитать чужие «посты» на языке запахов, который ты знаешь и изучаешь, а твой хозяин прочесть не способен, ты никогда не поймёшь логики происходящего. Ты мыслями весь впереди и у себя под ногами, и все эти рывки и бессмысленные окрики – явления природы, с которыми тебе тупо придётся смириться. И ты со временем привыкаешь. Перестанешь бояться рывков поводка, если твою психику необратимо не надломили ещё в детстве, привыкнешь, что люди издают буйные нечленораздельные выкрики и лупят тебя, но ты же меньше и слабее, ты член стаи и кормишься от этой стаи. И в моменты проявления хозяйской силы будешь демонстрировать покорность, но силу со временем нужно будет прикладывать всё бОльшую и всё чаще, потому что прежнее тебя уже мало впечатляет. Всё-таки ты хищник, и природа готовила твоих предков к нешуточным испытаниям в борьбе за жизнь, в том числе и с теми, кто больше тебя.





Итак, не ждите от воспитанника того, чего сами в него не вложили.



И пример с другой ситуацией: женщина ведёт на прогулку двух хаски. Обе на поводках, ведут себя не то чтобы примерно, скорей независимо, но довольно спокойно, и она с ними справляется. Одна из собачек видит далеко впереди что-то, что её заинтересовало. Пару мгновений стоит, подняв уши и потихоньку поднимая хвост, а потом резко берёт с места в галоп по направлению к цели. Хозяйка что-то восклицает, но вся собака целиком, всеми мыслями и вниманием уже там, впереди, ей осталось «подтянуть» к этой точке только своё (и, по факту, не только своё) физическое тело. Вторая собака охотно становится бок о бок с подругой, и они вместе налегают на «постромки»  Хаски – ездовые собаки. Сопротивление при беге, необходимость бороться и прикладывать усилия, чтобы двигаться и тащить то, что сзади, родилось вместе с ними. Это вроде закономерности ожога, если сунуть руку в огонь. Вдвоём они очень здорово шатнули хозяйку вперёд, и она просто отпустила поводки. Хаски вряд ли дружно кинулись в атаку, они выведены не для этого, но даже побежав поиграть или познакомиться с незнакомой собакой, они могут испугать прохожих или угодить под машину. Или налететь на собаку, с которой решат затеять драку. УжЕ слишком много неприятных вариантов.



Мораль: соизмеряйте свои силы с нагрузкой, которую на себя берёте.



И третье правило: не перегибайте. Когда начинаете заниматься со щенком, не загружайте его подолгу. Если видите, что он устал и отвлекается, оставьте его в покое или займитесь игрой с ним. Учите его, только когда он готов учиться. Другое дело – выполнение команд, которые он уже знает. И здесь тоже кроется секрет, который, хоть и лежит на поверхности, многим как будто не виден.



Запомните и всегда следуйте правилу: если команда подана, она должна быть выполнена.



Но для этого команда должна прозвучать как выстрел, а не как дребезжание пустого ведра, которое катится по асфальту. Если нет уверенности, что собака вас услышит или что желание выполнить команду пересилит сиюминутное желание рвануть куда-то или что-то заглотить, не подавайте команду. Когда собака ещё замерла, принимая решение, всё, что можно сделать, это окликнуть её по имени. Окликнуть несколько раз, строгим, недовольным голосом, требуя внимания. Если внимание всё же не обращается на вас, можно хлопнуть ладонями, или свистнуть в свисток, или даже топнуть ногой. Привлечь внимание! Без этого содержания в словах не больше, чем в «музыке для фона» или в бормотании непрерывно работающего телевизора. Осознайте это! Если собака не слышит вас, она не с вами, и вы сливаетесь для неё с окружающим шумом. Не имеет смысла выставлять себя идиотом, выкликая команды, на которые ваша собственная собака на глазах окружающих не реагирует вообще никак.





Итак, вы решили научить своего чудесного нового товарища парочке команд.



Приступаем. Давайте начнём с команды «Сидеть», ибо это самый простой способ зафиксировать собаку в пространстве  С лежанием и стоянием сложнее, потому что лежа животное чувствует себя менее уверенно, а когда стоит, слишком велико искушение начать двигаться, потому как это и есть положение для движения. Собачонка надо посадить. Лучше всего начинать занятие, когда щенок недавно проснулся, но уже сделал лужу и ещё не поел и не занялся играми. Вот такое спокойное и тёплое после сна существо мы подзываем по имени, держа в руке кусочек еды. Кусочек должен быть совсем маленьким, это не кормёжка, а пробуждение интереса. Когда щенок подходит, он получает кусочек. Это за то, что он подошёл. Он распробовал и заинтересован в продолжении. Берём ещё кусочек. Произносим команду. У меня она звучит и как «Сидеть», и как «Сядь». Можно использовать вообще бессмысленное слово или набор звуков. Или свист, или мелодию )) Просто чтобы было коротко и удобно в использовании. Несколько раз чётко произносим слово, чтобы щенок понял, что от него чего-то хотят, и сосредоточился. Заносим кусочек над его головой и медленно ведём дальше, за голову, чтобы он задрал нос, следуя за ним. Можно при этом мягко придавить его круп к полу, чтобы он не начал пятиться, а сел. Повторить ему команду, похвалить и одновременно отдать кусочек. Потом встаём, собаку тоже поднимаем из сидячего положения и с новым кусочком повторяем процесс. Если щенок уже сообразил, что надо не прыгать на вас или лаять, чтобы ему выдали вкусность, следует дать ему подумать и вместе с командой начать применять жест. Для команды «сидеть» это обычно сгибание руки в локте ладонью к собаке. Жест помогает быстрее запомнить требуемую реакцию, а также даёт возможность в дальнейшем не командовать голосом, если нет желания или возможности. После нескольких попыток отпустите своего хвостатого на переменку. Пока он маленький, принуждать его ни к чему нельзя. Не касается это разве что запретительных команд.





Без команды «Сидеть» не будет мостика к очень полезному умению ждать хозяина около магазина. Мой пёс ждёт меня у дверей там, где я скажу ему сидеть, столько, сколько нужно. Привязываю я его редко, только когда у магазина бегают дети или уже привязана другая собака. Но это уже для душевного спокойствия родителей и других хозяев, ведь никто из них не может быть уверен, что такая немаленькая собака не представляет опасности без поводка и хозяина поблизости. А учила я его так: ему было около четырёх месяцев тогда, мы гуляли среди домов, и я нашла столбик, торчащий из земли в десяти шагах от угла здания. Я привязала Рико к столбику, приказала сидеть и стала медленно уходить от него к углу. Когда он начал скулить, я обернулась и строго сказала «Сидеть», потом добавила успокаивающе что-то вроде «Сиди, мой хороший, сиди». Он притих, но, стоило мне зайти за угол, началась паника и тявканье. Я сразу вернулась, усадила снова, погладила и снова медленно ушла, приговаривая, «Сиди. Сиди». Медленно спряталась за угол, задержалась на несколько секунд, потом радостно выбежала и подошла к нему, нахваливая. Отвязала, отпустила гулять, мы поиграли. Спустя какое-то время снова привязала где-то и снова ушла из виду. Тявкания уже не было. Правила этой игры мой пёсень успешно усвоил. Опробуйте такой вариант обучения, это очень полезное умение для собак ))



Ещё одна полезная в быту команда команда «Подай». Собака поднимает что-то с полу и подаёт вам. Я часто пользуюсь этим его умением, когда, например, роняю в подъезде ключи (только у них должен быть подходящий брелок, мягкий или тряпичный, чтобы не повредить зубки), или развешиваю бельё, стоя на табурете, и случайно роняю носок. Или однажды я снимала с плиты большую и тяжёлую кастрюлю с кипятком (одной рукой её не поднять) и, подвинув уже на край, уронила одну из прихваток. Кастрюля тяжёлая, полная воды, отпустить её, чтобы нагнуться, уже никак, на краю стоит, просто подвинуть тоже никак – из-за трения о решётку расплескается кипяток, поднять второй рукой без прихватки, чтоб переставить назад, тоже нет – горяченная она и тяжёлая. А дома никого, кроме меня и моего пёсеня. Позвала, попросила подать, он тут же поднял прихватку и подал мне. Согласитесь, идеально!



Для обучения этой команде нужны будут две промежуточные: запретительная и поисковая. Если я хочу, чтобы мой пёс что-то нашёл на полу, я говорю ему «Ищи». Если вы планируете обучать в дальнейшем собаку по спец.программам поиску, или караульной службе, или чему бы то ни было ещё, обратите внимание, чтобы принятые кинологами для той деятельности команды не использовались до этого в вашем «домашнем лексиконе». Переучить на стопроцентную безошибочность практически невозможно, тем более что учите вы уже с малолетства, а использовать в дальнейшем нестандартные команды.. поверьте, это создаст кучу ненужных неудобств. Лучше исключить общепринятую терминологию из нестандартного использования сразу. По отношению к моему псу я далекоидущих планов на команду «Ищи» не строила, так что использовала её. Благо, она состоит из необычных и легкоузнаваемых звуков. Когда щенок понимает, что по этой команде должен найти что-то на полу и взять, пора научить его отдавать это хозяину. Во время игры я часто грозно повелеваю своему пёсеню подать (то есть смириться и отдать) мне палочку или пластиковый бутылёк, но он в ответ только рычит и сопротивляется. Собаки преотличнейше распознают наши интонации, настроение и даже мимику. Поэтому надо как можно раньше научить собаку отдавать вам то, что у неё в зубах, когда вы действительно этого хотите. Здесь ни в коем случае нельзя кричать или шлёпать. Это запустит негативные эмоции вместо работы ума, и взрослая собака никогда не отдаст вам ничего, кроме, может быть, игрушки. Мой пёс по правильно выраженному моему желанию отдавал мне только что выданную ему кость с кусками свежего мяса. Например, если я видела, что к мясу прилипла волосина. Конечно, я сразу возвращала всё обратно, но вряд ли нашёлся бы на свете другой человек, которому бы мой взрослый сильный кобель добровольно отдал бы свой законный кусок даже просто подержать..

Если щенок не выпускает поднятое из зубов, вы не пытаетесь это отобрать или вытащить у него изо рта, а просто держите за край и серьёзно, веско говорите «Подай». Если он начинает дёргать и вырывать то, что вы держите, чуть повысьте голос, окрикните его по имени и повторите «Подай». Не вступайте в игру, если он тянет слишком сильно, отпустите, потом снова возьмитесь за край. Не говорите лишнего, когда учите новому, он заблудится в словах, он их не понимает; они сольются в бубнёж, и он перестанет вас слушать. Когда он поймёт, что игра не идёт, и что-то не так, он выпустит игрушку. Тогда сразу же измените поведение, погладьте его и похвалите, чтобы он понял, что дело не том, что вы сердитесь и что он проштрафился, а просто так нужно делать, когда вы вот так говорите. Повторяйте эти упражнения время от времени. Давайте щенку как следует психологически отдохнуть от использования новых моделей поведения. Помните, он совсем маленький и слабый, он один среди людей и ему очень легко ощутить себя беспомощным, растерянным и несчастным.





Ещё одна команда, которая, без сомнения, поможет окружающим умилиться и проникнуться симпатией к вашей собаке, это команда «Заинька» или «зай-зай». Ну или как сами сформулируете. Это уже для собак- подростков, которые умеют хорошо бегать и прыгать, у которых окрепли мышцы спины и поясницы. Раньше просто ничего не получится. Задача собаки по этой команде сесть, чуть откинуться назад, выпрямить спину и прижать к груди передние лапки. Любое чудовище в такой позе снискает улыбки детей и взрослых )) Чтобы этому научить, мы подзываем к себе собаку. Если она в ударе и носится по газону, лучше не спешить с началом занятий. Пока кровь играет, она не сумеет сосредоточиться, и наши усилия пропадут впустую. Если же мы начнём кричать и насильно заставлять её делать что-то непонятное, она только испугается, съёжится и будет бояться и тупить вместо того, чтобы внимательно слушать и стараться понять. Итак. Наша собака не хочет в туалет или прямо сейчас побеситься, у неё не болит живот и не порезана лапа, которую нужно срочно обработать, всё в полном порядке, мы подзываем её и усаживаем перед собой. Если взгляд собаки отвлекается от нас, нужно заставить её сфокусироваться на себе. Пощёлкайте пальцами, похлопайте в ладоши, окликните, скажите несколько слов серьёзным, спокойным тоном, настраивая на работу. Произносим команду «Зай» и сразу добавляем жест. У меня это пара коротких взмахов ладонью снизу вверх, как призыв для ученика подняться со своего места. Собака должна понять, что должна что-то сделать. Как только в глазах отразилась работа мысли, дело сдвинулось) Можно подойти к ней и, сказав «Сиди», взять за одну из передних лап и, повторяя «Зай, зай, заиньку покажи», осторожно потянуть за неё вверх, придавая нужное положение. Попытку сопротивления пресечь суровым «Сиди!». Довести до нужного положения туловища, задержать на секунду, сказать «Зай. Хорошо, молодец» и сразу отпустить, начать гладить, хвалить, позволить отвлечься. Поскольку наш собак уже достаточно большой и умеет учиться, большие перерывы между попытками ему уже и не нужны. Секунд десять-пятнадцать – и снова возвращаемся к исходному положению. Теперь в другой руке у нас награда: игрушка или кусочек. В зависимости от того, какое поощрение предпочитает обучаемый. Если во второй раз не сделано даже попытки принять требуемую позу, награду откладываем и снова медленно повторяем шаг за шагом. Награда выдаётся каждый раз за малейшее продвижение в правильном направлении. Когда собака начинает капризничать и суетиться, урок заканчиваем. Мучить животное такими, с его точки зрения, глупостями как минимум не принесёт пользы, а может и навредить готовности учиться.





И напоследок ещё одна приятная мелочь) Иногда при разговоре с кем-то мы, полушутя, спрашиваем стоящего рядом: «Так ведь?» или «Да, Таня/Тёмыч/Сергей Сергеич?» Так вот так же можно испрашивать поддержки и у своей собаки, буде она окажется рядом во время беседы. Мой пёс приучен говорить «гав» не на команду «Голос», а на вопрос «Да, Рико?» А также на отдельный вопрос «Да или нет?» Научить лаять по запросу проще простого, потому что у собак неплохо развит инстинкт подражания. Вы держите в руке то, что он хочет, даёте выбранную вами команду, дразня его, и, если он сам не догадывается в конце концов просто гавкнуть, гавкните сами ) Гавкните пару раз и повторите команду. Вот увидите, такое они понимают лучше всего ;)

 



Команда замеретьКоманда замереть



Команда отдать игрушкуКоманда отдать игрушку





Команда изобразить заинькуКоманда изобразить заиньку



Хороший мальчик ждёт у магазинаХороший мальчик ждёт у магазина


Совет полезен?

Комментарии 0/0