Людмила
Эксперт
1873
23 января 2021 г.

Делать ли уроки вместе с ребёнком?

Когда ребенок не хочет делать уроки, родители пытаются бороться с этой проблемой по-разному. Кто-то старается заинтересовать детей учёбой в игровой форме или стимулами; кто-то заставляет под угрозой наказания, а кто-то «помогает» тем, что половину (а то и всё домашнее задание) делают сами. Детские психологи убеждены, что последнее — самое вредное. «Учиться» вместо ребёнка недопустимо: во-первых, он не получит знания, которые должен получить; во-вторых, так и не выработает усидчивость, внимательность, способность самостоятельно справляться с трудностями. Школьные задания вполне по силам среднему учащемуся, и выполнить их — его ответственность. Иначе вообще процесс обучения обессмысливается и обесценивается. Разумеется, бывают сложные темы, и можно время от времени объяснить, подтолкнуть мысль, подсказать направление поиска решения — но делать уроки ребёнок должен сам. Если малыш воспринимает развивающие занятия как лишний повод пообщаться с мамой, то школьник должен понимать: общение — отдельно, учёба — отдельно.

Девочка с карандашамиДевочка с карандашами

«А как же родительский контроль?! — спрашивают тревожные мамы. Безусловно, он должен быть, и заключается он в том, что вы в курсе происходящего. Ваша задача — напомнить про уроки, проверить выполненное, указать на ошибки. Если ребёнок не может разобраться, проработать с ним материал (либо нанять для этого репетитора, гувернантку, бебиситтера). Если сын или дочь ленятся, и не делают заданий — отправлять в школу с несделанным. Когда дети получают неудовлетворительные оценки и лишаются из-за этого бонусов (сладкого, фильмов, прогулок, гаджетов), то причинно-следственные связи усваиваются очень быстро. Кричать, стоять над душой, тратить свои нервы не нужно, это не повышает успеваемость, а лишь портит отношения в семье. Нужно лишь чётко разделить, где непонимание, где лень, а где недостаток организованности. Со всеми тремя причинами можно бороться, но в каждом случае по-своему.
Многое зависит от возраста ребёнка. Первоклашки ещё маленькие, они с трудом тянут нагрузку, но этот труд скорее психологический, чем реально непосильный груз знаний. К тому же, малышам в большинстве школ уроков на дом не задают. Если это не так, помогайте, но только не берите на себя всё. Главное — бережно приучать к дисциплине, дать понять, что справляться всё равно придётся. Если же проблема с учеником средней школы, тут всё проще: кому задали, тот и делает. Смысл уроков не в том, чтобы их непременно сделать правильно, а в том, чтобы потренировать ответственность, самоконтроль и усидчивость. То, что мама или папа с ребенком делает уроки, как раз эти качества не дает тренировать. И тогда это пустая трата времени. 



Родители поддерживают сынаРодители поддерживают сына

Как заставить ребенка заниматься?

Мнение педагогов однозначно: трудясь вместо ученика, вы делаете хуже собственному чаду, а не спасаете его от неминуемого «нахватает двоек». Что такое двойки? Оценки — это всего лишь градусник для учителя, и, боясь их, вы сами ведёте себя, как малые дети. 
Градусник мог бы быть и другим, но вот так сложилось в нашей системе образования, что он выглядит именно так. Какой смысл «сбивать температуру» перед приемом? Чтобы врач не ругался? Бывают ученики, которые прекрасно усваивают школьную программу, выполняя только задания в классе, и не делая домашних заданий вообще никогда. Бывают упорные дети, которые сами сидят и над уроками, и то, что не усвоили в классе, добирают настойчивостью. То есть, или ребёнок справляется со школьной программой одними мозгами, или с помощью компенсации в виде упорства и усидчивости. Но если ребёнок не справляется с программой, выполняя только упражнения в классе, и при этом нет у него усидчивости, значит, эта программа ему не по силам, только и всего. Это не значит, что ребёнок какой-то неправильный и уж тем более он не плохой. Просто нужно увидеть этот сигнал и решать проблему, а не бояться оценок. Помогайте детям планировать время, мягко напоминайте, но ни в коем случае не ругайте и не заставляйте: пожалейте и его и, самое главное, себя. Школа закончится когда-нибудь, а отношения между вами останутся.

Совет полезен?

Комментарии 0/0