Что означает фраза «время собирать камни»
Выражение «время собирать камни», как и другие библеизмы (фразеологические устойчивые сочетания, афоризмы библейского происхождения) имеет множество интересных толкований. Словарное значение этой фразы, которое предлагает современный русский язык, сводится к мысли о том, что всему свой срок, своё время. Однако глубинную философскую суть оно этим поверхностным объяснением не отражает. Время разбрасывать и собирать камни – это иносказание, значение которого невозможно понять и почувствовать, не владея контекстом, не понимая притчевой природы Екклесиаста, одной из книг Ветхого Завета, ныне разошедшейся на цитаты. Объяснить напрямую – это всё равно что «расшифровывать метафоры», дело неблагодарное и бессмысленное. Притча – это не басня с артикулированной моралью, в ней каждый увидит своё, каждый может выдвинуть собственную гипотезу.
Камни собраны на песке
Кто сказал «время разбрасывать камни, время собирать камни»?
Это как раз известно всем, кто интересуется историей и мифологией. Высказывание принадлежит царю Соломону, который раздумывает, что есть человеческое счастье. Результатом размышлений мудреца становится вывод, что радость и горе сменяют друг друга, подчиняясь неким высшим законам, и «каждой вещи под небом» установлен свой срок. Это означает, что в жизни каждого из нас есть периоды, когда нужно сеять урожай – и когда собирать его; и то, что доброе дело вернётся сторицей, а злое – отзовётся когда-нибудь ответным несчастьем; и «время обнимать», то есть любить, сменяется «временем уклоняться от объятий», то есть забыть о любви во имя других, не менее важных вещей. Сам фрагмент из Третьей главы Екклесиаста, откуда почерпнуто это выражение, давно уже растащен на отдельные фразы, как и вся Книга в целом.
Камни и крест
Что означает «время собирать камни»
В Библии часто возникает образ камня (чуть меньше сотни упоминаний: «камень испытанный краеугольный», «когда сын попросит хлеба, подаст ли ему камень», «камень преткновения» и так далее), и это не случайно – земля израильская, подарившая нам Книгу Книг, сухая и каменистая. Камнями в качестве смертной казни побивали преступников («…кто без греха, брось в неё камень»). Сбор камней имел практический смысл: огородить земельный участок, отремонтировать жилище, очистить почву перед её обработкой и посевами. Распространённая версия, основанная на других ветхозаветных притчах, выдвигает предположение, что речь как раз идёт о разбрасывании камней по земле, чтобы сделать участок неплодородным, и сборе – чтобы вернуть ему урожайность. То есть, о действиях, которые каждый человек совершает в зависимости от ситуации. В юности мы делаем ошибки, «разбрасываем» злые и скверные поступки; но проходит время – осознаём содеянное, исправляемся, стараемся «собрать свои камни», искупить грехи, видя последствия своей неразумности. В той же цитате Соломон упоминает строительство и разрушение, и это лишь подтверждает мысль о том, что под камнями и манипуляциями с ними подразумеваются поступки человека и очищение его совести. Есть даже русские пословицы и поговорки, перекликающиеся с этими образами (например, "камень на душе"). Нет никого, кто мог бы назвать свой жизненный путь идеально ровным и гладким, и чья душа не была бы хоть чем-то отягощена. Потому и отзываются в нас соломоновы речи, кажутся таинственными и немного пугающими.
Большой камень
Другой пример объяснения, что значит «время собирать камни», предлагало советское знание. Выражение связывалось с педагогикой, шире – с воспитанием, когда учитель «разбрасывает» знания и понятия о добре и зле, а потом «собирает» результаты в виде сформировавшихся человеческих душ. Есть и более натуралистичная трактовка, когда соломоновы слова понимают как завуалированное описание продолжения человеческого рода (разбрасывать – давать новую жизнь рождающемуся ребёнку). В наши дни в это выражение чаще всего вкладывают однозначный смысл: неминуем час, когда за всё, когда-либо содеянное, придётся понести ответственность. Можно приписать поговорке и открыто дидактический смысл: всё необходимо делать вовремя, а упустив момент – уже не возвращаться к тому, что не получилось, а ждать, когда настанет миг для реализации новых замыслов.
Разбросанные камни
Эти примеры, как и множество других (их не сложно найти в библейских энциклопедиях и фразеологических словарях), объединяет то, что они демонстрируют чередование, цикличность каких-то действий и состояний, не зависящих порой от прямого проявления человеческой воли. Другими словами, по Соломону, всё в мире происходит в строгой последовательности, установленной Богом, и человек не в силах повлиять на ход вещей, раз и навсегда сложившийся миропорядок. И любая деятельность зависит от этого миропорядка. Потому и счастье, каким его желает человек, недостижимо – оно тоже подчиняется законам, где всему своё время, и никак иначе. Не учитывая этого, мы всегда будем натыкаться на непреодолимые препятствия в стремлении к своей цели.
Камни сложены на земле