Как проходили итальянские карнавалы в эпоху Возрождения
Трудно представить человека, который никогда не слышал о зимних карнавалах в Италии. В ХХI веке пышный праздник, традиции которого уходят корнями в глубокую старину, стал символом свободы, творческого самовыражения, отдыха от повседневных забот, торжеством старинного великолепия. До недавнего времени традиция проводить карнавалы была прочной и незыблемой, однако жизнь вносит свои коррективы. Как же отмечали всемирно знаменитые европейские празднества несколько веков назад?
Итальянский карнавал
Происхождение карнавала ученые связывают с празднованием нового сезона и ритуальными играми на тему плодородия и изобилия. Есть две версии возникновения термина «карнавал». Согласно первой, он появился из итальянского «Carrus navalis». Так называлась потешная повозка в виде лодки, фигурировавшая на празднике весеннего начала судоходства. Вторая версия связывает карнавал с религиозным запретом на употребление мяса (от ит. carne – «мясо» и vale – «прощай»).
Карнавальный период – время между Рождеством и Постом. Но даты проведения праздничных мероприятий в источниках существенно разнятся. В Венеции это промежуток между 26 декабря и 6 февраля, в других областях он мог быть короче, например, 17 января – 3 февраля. Торжество захватывало все жизненное пространство города: улицы, площади, дворцы, дома, окрестные виллы и даже церкви. Чем шире разливалось ликование, тем дальше отступала толпа от дверей храма, а князья церкви отлично понимали силу «хлеба и зрелищ». Потому и старались умело сочетать духовную цензуру с умеренным либерализмом, действуя от имени «царствия небесного».
Карнавал в Италии – предок современного драматического спектакля
В основе театрального спектакля всегда лежит конфликт, который является источником драматизма, заставляет зрителя следить за происходящим на сцене, поддерживает интерес публики. Было конфликтное противостояние и в старинных городских увеселениях. Оно выражалось в столкновении главных персонажей действа – Карнавала и Поста.
Карнавал изображался в виде безудержно веселого, разнузданного обаятельного старика. Он мог быть живым актером или куклой, наряжен царем или шутом, облачен в яркий костюм или звериную шкуру. Противником (точнее, противницей) выступала Кварезима. «Пост» по-итальянски – La Qwarezima, женского рода, вариант перевода – голодуха. Старуху-Голодуху представлял не артист, а громадное чучело из жердей, соломы и тряпья. Сквозным сюжетом праздника было комическое противостояние, стычки этих персонажей, сопровождающиеся ряжением и ношением масок-личин. Параллельно на площадях шумели ряженые, развлекая и пугая народ демоническими харями. Игрались и мифологические сюжеты, и забавные сценки, шли представления о триумфах полководцев.
В день кульминации праздника (день Богоявления) фигуру Кварезимы носили по городу, предварительно принарядив. Платье старой ведьмы состояло из связок чеснока, вонючей протухшей рыбы, очисток и прочей дряни. Играющие, в основном подростки и молодежь, тащили Голодуху по улицам со свистом и хохотом, изощряясь в насмешках. Процессия, собирая по пути зевак, устремлялась к лобному месту. Там чучело распиливали пополам, из него неожиданно сыпались сласти, фрукты, орехи, ленты, мелкие деньги и прочие сюрпризы. Похоже на обычай раздавать подарки под рождественской елкой…
Кварезиму зашвыривали на высокий костер из хвороста и поджигали. Играющие водили хоровод, прыгали над огнем, растаскивали головни. Эта древнейшая игра оказалась живучей, сохранилась до наших дней и перекликается с русскими обрядами – вспомним фольклорные празднования Масленицы.
Карнавальный костюм
Бодрый старикашка Карнавал и тощая жердяная Голодуха олицетворяли уходящую Зиму. Похороны Карнавала и сожжение Кварезимы – магические акты заклятья голода и стужи. А городской праздник стал источником масочных образов грядущей комедии дель арте.