Немного об Иване Грозном
Когда говорят, что Иван Грозный убивал и мучил ни в чем не повинных бояр, то хочется спросить, а где вы даже сейчас видите ни в чем не повинных бояр? Часто слышишь от нашей «антилигенции» всякого рода обвинения, послушав которые, убеждаешься, что граф Дракула просто «малыш» по сравнению с нашим отечественным злодеем, который чуть ли не «вурдалачно» пил кровь из бояр, а их детей кушал на завтрак…А вот Генрих VIII, живший в Англии в те же времена – просто «душка» и «светоч демократии», который поднял Англию экономически, хотя…с точки зрения уничтожения своего народонаселения уже Ивану Грозному приходится «нервно курить в уголке», потому что одних крестьян во время своих экономических реформ Генрих повесил чуть ли не 70 тыс. человек…Но в Англии Генриху памятники и барельефы ставят, а Иван IV у нас записан в «кровавые тираны»…Хотя если взять статистику (ту же википедию), то страна во времена Грозного приросла территорией почти на 100% (то есть в 2 раза) и к завершению его царствования Россия стала размером больше всей Европы. Да – все познается в сравнении – это лучший способ более трезво оценивать тех или иных исторических деятелей.
Хочется сказать еще вот о чем…Наверно, любая власть монархического характера имеет сложности такого рода, что Царю (Монарху, или президенту (в нашем российском понимании)) надо беспокоиться о стране в целом, а боярам (олигархам) в основном о своем кармане. Глава государства несет ответственность ЗА ВСЕ, а «боярин» ответственен только перед главой страны…Ему часто «до лампочки» что там в стране твориться, главное – чтобы карманы набить…Соответственно у монарха «голова болит» о том, где бы найти таких «бояр», чтобы помогали ему хоть немного разделить ответственность за страну…Очень сложно управлять страной, когда «бояре» тебе улыбаются и «сладкую патоку» льют в уши, а на деле – им «по фиг»…Царь говорит – «Надо делать!» Все кивают и имитируют бурную деятельность, но на самом деле у всех «олигархов» свои интересы, иногда с интересами «царя» и страны не совпадающие…И «царь» помаленьку задумывается, как заставить их повиноваться, и соответственно начинает создавать «армию личных нукеров», лично ему преданных и верных…Ну, а как арестовать заворовавшегося того или иного «боярина», если у него одних «боевых холопов» 200 человек и терем нехилой крепостной стеной огражден. «Царь я? Или не Царь?» – говорит сам себе царь, и механизм управления страной (увы, часто репрессивный) налаживается и начинает работать сначала… как часы, но... до поры до времени…
Но вернемся к тому, почему же Иван Грозный стал таким «Грозным» к закату своего правления…
Немного из биографии…В 8 лет – сирота, мать вероятно отравили, воспитывался боярами…навидался он от них презрения да жестокостей. В 1545 год – 15 лет – совершеннолетие, 17 лет в январе – венчание на Царство, а 3 февраля уже венчание с Анастасией…А в середине апреля уже беда – страшный пожар в Москве уничтожил чуть ли не 4000 жителей и треть домов…А потом грянуло вооруженное восстание-бунт, где восставшие убивали родственников матери Глинских…В это время появляется у Ивана Грозного духовник – священник Сильвестр, которого тогдашний митрополит Макарий вызывает из Новгорода. О.Сильвестр – фигура до сих пор мало изученная, но можно сказать точно, что крайне харизматическая. Он сказал какие-то обличительные слова так, что на юного царя очень повлиял…И долгое время именно о.Сильвестр укрощал уже тогда огненный нрав Ивана IV, и во многом именно он благотворно повлиял на принятие царем правильных для страны решений.
С момента пожара и восстания и начала формироваться так называемая Избранная Рада – круг ближних советников юного царя, во многом благодаря которой и «пошла в гору» Россия.
А далее – понеслась! 1547-1551 – Реформы-реформы-реформы! Но парлельно с просто ОГРОМНОЙ занятостью устройством управления государством юный 17-летний царь…ВОЕВАЛ!!! Россия на тот период была «кормовой базой» для казанско-крымской работорговли. Пытались откупаться данью, но кочевники мелкими мобильными группами все равно приходили на Русь за «живым» товаром. Славянским рабами активно торговали в Венеции и в Крыму. Бизнес был крайне прибыльный, но это безобразие было пора заканчивать. Поэтому почти сразу после венчания на царство начинается «Казанская» воина. 1547-1552 – 5 лет напряженной войны, военных походов, которые привели к «принуждению к миру» Казанского ханства…Нагрузки на молодого парня Ивана были просто дикие! Историки говорят, что последний поход на Казань увенчался успехом, когда царь, «закатав рукава» взял все в свои руки, победил и …надорвался….В 1553 году молодой царь сильно заболел и был при смерти, и было с чего…надорваться.
Первая дочь царя, Анна, прожила почти годик, умерла в 1549-м. Вторая, Машенька, рождается в 1551-м в марте, умирает в декабре 1552-го, и вот, наконец, - «Наследник» - Дмитрий – октябрь 1552-го… И вот царь – при смерти, требует присягу своему годовалому сыну! И вот тут-то и случается эта роковая ситуация… Первый надлом изнутри в том отлаженном механизме управления страной. Царю присягнуть? Его сыну? – Да не вопрос! Даже его жене (если было бы можно) все присягнули бы. Но править то страной будут ни сын Дима, и не его мама Анастасия, а бояре из клана Захарьиных-Романовых, которых тогда терпеть не могли многие… Вот лидеры Избранной Рады и «поставили не на того», а царь взял, да и не умер!!! Но обиду на всех затаил, даже если весь расклад понимал… А тут и следующая беда! В благодарность за Казанскую победу, в благодарность за рождение сына и за выздоровление царь едет на Богомолье в Кирилло-Белозерский монастырь. Сам еле на ногах и жена, которую ведут под руки «няньки» (не оправилась еще от постоянных родов) плывут на стругах по Белоозеру… То ли при посадке, то ли при высадке сходни разошлись и «мамка» с младенцем Дмитрием падает в воду…Малышку Дмитрия даже не сразу выловили, искать под водой долго пришлось…Говорил царю Максим Грек, чтобы не ездил пока в монастырь, да царь юный не послушал…
Вот на фоне таких ударов и приходилось Ивану править…Не дали скорбеть долго Астраханские походы (1554-1556), да война со Швецией (1554-1557), а далее – надо было пробиваться на Балтику, стране, чтобы обезопасить себя с юга, нужна была как воздух ВЫГОДНАЯ торговля с Европой. В самом начале своего правления Царь понимал, что Россия, для того, чтобы защищаться и воевать – нужна крепкая экономика, нужны западные специалисты, пушкари, металлурги, нужно железо, которое на тот момент добывали только в Германии. Саксонцу Шлите отрядили почти треть казны, чтобы он собрал по всей Европе нужных специалистов, но этих 300 «спецов»…арестовали в Ливонии…Самого Шлите в последствии …казнили. Иван IV понимал - то, что дали “укорот» Казани – еще не победа. Мы только разворошили муравейник… И если в бою 1 русский воин мог отбиться от 2-3-х кочевников, то что делать, когда соотношение сил 1:5? Еще Иван III понимал это при битве на Угре (когда кочевники 4 дня штурмовали переправы) – он использовал большое количество пушек. Так и Ивану IV нужно было тогдашнее оружие массового уничтожения – артиллерия. Поэтому начали пробиваемся на Балтику сначала…мирным путем. В 1557 году мы пытались играть в честную конкуренцию – поставили свой порт ниже «Иван Города», но «ливонцы» в наш порт купцов не пропускали. «Ливонский орден» откровенно «борзел». Не смотря на то, что они были должны России выплатить «юрьеву дань», но не особо торопились…Короче, если кратко, то царю и стране нужна была ВЫГОДНАЯ балтийская торговля, а для этого по пути на Балтику нужно было убрать всех этих кровососов-посредников в лице бывших ливонских рыцарей. Однако большой группе российских олигархических бояр это было не нужно, так как ОНИ ЛИЧНО В СВОЙ КАРМАН торговали с Ливонией и свой «гешефт» терять уж никак не хотели. К тому же им (как и теперешним) в лице Запада хотелось быть «своими» и не навлекать на себя санкции. Поэтому эта группа бояр активно тоже ратовала за войну, но ..с Крымом, естественно прикрываясь благим делом освобождения русских пленников-рабов. В общем, саботажем уже в начале Ливонской войны попахивало отчетливо! Да к тому же война России с Крымом была очень выгодна все той же Европе. Россия должна была отвлечь Турцию, т.к. Крым тогда был почти турецкой территорией. Атака на Крым, это же атака на Турцию, а она с 1552 (по 1558) вовсю воюет с Габсбургами (династией, которую еще во времена Александра Невского поставили вместо врагов Ватикана Гогенштауфов). Османы атакуют Вену, нужно срочно что-то делать! А тут молодой боевой русский царь! Желает воевать за свою страну! Да, пожалуйста! Только МЫ укажем, ГДЕ! Вот и бейтесь там друг с другом! Обескровливайте друг друга!
Естественно, что Иван Грозным понимал, что войну на 2 фронта мы не потянем, но и христианский долг разгромить Крым, чтобы прекратить славянскую работорговлю, у него был. Но нужно же расставлять приоритеты – сначала на Балтику прорвемся, затем укрепим армию, наделаем пушек и других «гостинцев», а потом уж и Крым…Но, то ли первые победы вскружили голову, то ли «лобби» проевропейское успешно работало, но случилось то, чего опасались…
Все начиналось вроде правильно и героически – еще в начале Ливонской войны случился рейд на Гезлев (Феодосию) Адашева ДАНИИЛА (не путать с 2-м человеком Избранной рады братом Алексеем). Шороху навели немалого в Крыму. А если прибавить к этому успешные действия князя Дмитрия Вишневского под Азовом против «крымцев», то эти действия должны были Крымский султанат заставить начать срочные военные приготовления. А в Ливонии мы в это время почти всех «расколотили», но «обратилися к царю чалобитчики»: «Ой, да ты, надежда - государь, да не лей ты понопрасну кровушку да христианскую, да позволь холопам своим мирно дело ряшить-то!» И начались странные мирные переговоры с участием Алексея Адашева в 1559 году… Ну, прям, как во времена Первой Чеченской Войны, когда террористам надо перегруппироваться – объявляют «мирные» переговоры…так и вспомнишь порой…Вот Ливонский орден «не будь дурак» и воспользовался - «отдался» под протекторат 4-х государств, и получил Царь Иван против себя уже Данию, Швецию, Польшу и Литву, да еще и войну на 2 фронта с Крымом в последствии…Любой мужик от такого в бешенство придет! И пошли военные неудачи. «Полоцкое взятие», а потом позорное «полоцкое отдатие». А тут в 1560-м умирает его любимая жена Анатасия…Предполагали отравление…опять…как матери!!! И…понеслась! Опричнина, казни и так далее. Надо признать, что Иван Грозный не был воздержан относительно женского пола, одних официальных жен у него было… А что делать? Сказалось отроческое боярское воспитание… И есть предположение, что помогли ему недруги заразиться «дурной болезнью», которую тогда в Европе лечили ртутными препаратами, которые дают нехилый сдвиг по психике… Именно этим и объясняются его вспышки ярости, а потом раскаяние, граничащее с истерикой. Недоверие ближнему окружению приводили к откровенной паранойе…Большинство казней и гипертрофированного террора было обусловлено…психическим расстройством на фоне приема ртутных лекарств, многолетнего жесткого стресса и …. личного одиночества…
Этим и обусловлена, вероятно, опала героя первой битвы за Москву – князя Воротынского. Который вместе с Хворостинным в совершенно безнадежных условиях при почти 3-х кратном численном перевесе врага в 5-ти дневной битве разгромили Крымские войска в битве при Молодях. Напомним, что Крымский хан в 1571-году сжег Москву и увел «в рабство» почти всю Московскую область... Уцелел каменный Кремль и «опричники»…И тут историки «заливаются соловьями» про то, что вот какие, не смогли Москву защитить! Но мало где написано, что, исправляя свою оплошность в 1571-м, почти весь «опричный корпус» вероятно полег при Молодях в 1572-м году, сломав хребет крымской «военной машине». Тогда Крымский хан шел уже забирать Русь себе, распределив в управление русские области среди своих мурз. 1572-й год – это год «отмены опричнины»…Вероятно, их просто не осталось… Это видимо и поставлено было в вину Воротынскому, что «не сберег»…
Но бывают в этой связи и исторические казусы, гуляющие на просторах Интернета. Как, например, если взять того же Воротынского, то если верить сведеньям перебежчика Курбского - в 1560 году Михаила Воротынского ссылают в Белоозеро, а в 1565 году вызывают оттуда и подвергают пытке на медленном огне, где сам царь ему под бок угольков подгребает. После пытки Михаил умирает по дороге обратно в Белоозеро (Валишевский). Однако Воротынский не захотел упокоиться с миром и получил во владение город Стародуб-Ряполовский (Платонов). Одновременно с этим Михаил шлет царю жалобу из монастырского заточения, что его семье и 12 находящихся при нем слугах не посылают положенные из казны рейнских и французских вин, свежей рыбы, изюму, чернослива и лимонов (Валишевский). В 1571 году Михаил Воротынский оказывается председателем комиссии по реорганизации обороны южных границ. После победы при Молодях в апреле 1573 года неутомимый любитель шашлыка и жареной человечины Иван Грозный поджаривает Воротынского на медленном огне (Зимин, Хорошкевич). Но князь оказывается крепким орешком. Уже через год после своей второй смерти в 1574 году Михаил Воротынский подписывает новый устав сторожевой службы (Зимин, Хорошкевич). В «исторических» сведениях о «казнях» Ивана Грозного так много можно найти «несуразиц», что приходится «включать» здравый смысл. И в этой связи данная статья не является такой уж «исторической ересью» как может показаться на первый взгляд…
Увы, часто бывает так, что кого «Запад» и наша прозападная «антиллигенция» ругает, тот для России на самом деле много сделал… Россия при плохом Иване Грозном приросла и землями, и народом, и экономически нехило поднялась, а при хороших с «западной» точке зрения Горбачеве с Ельциным? Распад и развал? До сих пор не разгрести…
e