Георги
Эксперт
19 января 2021 г.

Современные энергетические проблемы между РФ и ЕС их влияние на Болгарию

Энергетика принадлежит к основным искусственным системам человечества для удовлетворения потребностей в топливе и энергии по доступным ценам. В реферате рассматриваются вопросы, связанные с современными энергетическими проблемами между ЕС и Россией, а также некоторые аспекты для Болгарии.

С запуском нового морского терминала в 2014 году Литва теперь может импортировать до 4 миллиардов кубометров природного газа в год из Норвегии, что достаточно, чтобы полностью вытеснить Россию как монополиста на балтийском рынке. Правда, однако, заключается в том, что попытки уменьшить монопольное влияние России на европейские энергетические рынки ограничены. Инвестиции в поиск альтернативных источников, как посредством развития местной добычи так и через строительство необходимой инфраструктуры для прокладки новых энергетических маршрутов на Ближний Восток и в Каспийское море, не имеют сильной политической поддержки. Для многих европейских стран, особенно в ЦВЕ, укрепление двусторонних связей с Газпромом остается важнейшим энергетическим приоритетом. Это хорошо видно в контексте проекта «Турецкий поток». Отдельные государства-члены настаивают на том, что структура энергоснабжения является исключительно правительственной прерогативой и не может зависеть от общих решений ЕС, что также закреплено в Договоре о функционировании Европейского Союза. Таким образом, хотя существует общеевропейская энергетическая политика с главной целью обеспечения безопасности энергоснабжения и освоения новых источников энергии, практически каждая страна имеет право определять свою собственную энергетическую стратегию. Создание общей энергетической политики ЕС сталкивается с рядом препятствий. Эффективность процесса энергетической интеграции ограничена географическими, экономическими и политическими различиями между государствами-членами. Энергетическая политика является областью, в которой соблюдение общих правил ЕС особенно сложно, поскольку этот сектор напрямую связан с экономической конкурентоспособностью каждой страны. Страны имеют очень разную энергетическую структуру. Несмотря на различия между собой, государства-члены Европейского Союза преследуют три основные политические цели: снизить затраты на электроэнергию для домашних хозяйств и предприятий («Конкурентоспособность»), обеспечить надежное и устойчивое энергоснабжение («Безопасность поставок») и ограничить негативное влияние производства, транспорта и потребления энергии («Устойчивость») . За последние два десятилетия зависимость Европы от импортных энергоресурсов возросла и, согласно прогнозам, к 2035 году превысит 80% для нефти и газа. Некоторые государства-члены в Центральной и Восточной Европе в настоящее время получают от 80 до 100% поставок природного газа из одного источника (Россия) при том по одному энергетическому маршруту. Основные риски для энергетической безопасности в ЦВЕ связаны с волатильностью цен на энергоносители, в основном из-за зависимости стран от импорта нефти и газа, подкрепленной высоками ценами, которые они платят в результате отсутствия диверсификации поставок. Другим важным фактором является критически высокий уровень энергоемкости их экономик, главным образом в результате устаревшей инфраструктуры и ограниченных инвестиций в модернизацию, в том числе в самом энергетическом секторе. Однако в основе всех этих проблем лежит плохое управление энергетическим сектором, что усиливает негативные последствия риска, особенно во время кризисов. Более 90% всех поставок природного газа в ЕС осуществляются по двусторонним долгосрочным контрактам с оговоркой «take-or-pay», которая обязывает импортера газа оплачивать не менее 85% заказанного количества независимо от потребления в течение года. Таким образом, зависимость региона от российского газа вряд ли существенно снизится до конца следующего десятилетия. Чтобы изменения произошли раньше, по крайней мере, в соответствии с условиями газовых контрактов, необходим резкий поворот в энергетической политике Европы. В связи с этим Европейская комиссия объявила в качестве приоритета создание единого энергетического союза для обеспечения непрерывных поставок энергоресурсов по доступным ценам, которые будут формироваться не в результате двусторонних политических соглашений, а согласно спросу и предложению на рынке. Цель состоит в том, чтобы определить цену на природный газ по рыночному принципу, а не быть частью политических договоренностей двух стран. Таким образом, по мнению некоторых специалистов, возможность России использовать природный газ в качестве оружия для достижения конкретных политических целей за пределами энергетического сектора устраняется. Согласно оценке различных внешних экспертов, потеря благосостояния для ЕС из-за неэффективности рынков газа достигает 30 миллиардов евро в год, причем большинство этих расходов несут страны Центральной и Восточной Европы. Не случайно, что страны Центральной и Восточной Европы в настоящее время платят почти на 100 долларов за 1000 кубометров больше, чем средняя цена на газ в Западной Европе. В настоящее время ЕС импортирует 53% потребляемой энергии. Зависимость от импорта нефти составляет почти 90%, природного газа - 66%, и в меньшей степени от твердого топлива - 42% и ядерного топлива - 40%. ЕС импортирует более 60% своего природного газа, причем две трети этого импорта приходится на страны, не входящие в ЕЭЗ. В импорте природного газа из стран, не входящих в ЕС, наибольшую долю в общем стоимостном импорте занимает Россия (41%), за ней следуют Норвегия (32%), Алжир (14%) и Ливия (7%). Европейская сеть операторов газа оценивает влияние возможных кризисных ситуаций, ...изируя реакцию газовой инфраструктуры в ЕС (трубопроводы, терминалы сжиженного газа, хранилища газа) в случае перебоев с поставками газа из России или транзита из Украины. Если перебои с российскими поставками произойдут в пиковый месяц января, скорее всего, будет затронут практически весь ЕС, за исключением Пиренейского полуострова и юга Франции. Исследование показало, что последствия, как правило, менее серьезны в случае перебоев со стороны Украины,однако в Юго-Восточной Европе возникнет ситуация, когда более 60-80% поставок не будет обеспечено. Безопасность энергоснабжения затрагивает каждое государство-член, хотя некоторые страны более уязвимы, чем другие. Это особенно актуально для менее интегрированных и ассоциированных регионов, таких как Балтийский регион и Восточная Европа. Наиболее актуальной проблемой безопасности энергоснабжения является сильная зависимость от одного внешнего поставщика. Это особенно верно для природного газа и электричества. В шести государствах-членах ЕС Россия является единственным внешним поставщиком для всего их импорта газа, а в трех из них более четверти общих потребностей в энергии покрывается природным газом. ЕС оплачивает импорт энергоносителей в размере более 1 миллиарда евро в день, что составляет более одной пятой от общего объема импорта ЕС. ЕС импортирует нефть и нефтепродукты на сумму более 300 миллиардов евро в год, из которых треть России. Одна из причин, по которой российский экспорт природного газа в Европу больше не может восприниматься как постоянная величина, связана с падением добычи газа в ключевых регионах, таких как Западная Сибирь и полуостров Ямал. Другая причина заключается в том, что внутреннее потребление газа в России растет быстрее, чем прогнозируется в энергетической стратегии страны (436 млрд кубометров в 2030 году). Кроме того, Китай находится в относительно лучшем положении для получения российского газа, так как он может быть включен как к западным, так и к восточным газовым месторождениям. Именно поэтому у Европы нет гарантии на российский газ, даже если Россия способна увеличить его добычу и несмотря на то, что Европа в прошлом была основным потребителем российского газа. Растущая зависимость Европы от импорта заставляет искать срочные экономически эффективные варианты, которые могут диверсифицировать поставки. В последние годы в этой области были проанализированы различные варианты, начиная от увеличения импорта газа из Северной Африки, главным образом из Алжира. Отдельно из Северной Африки также обсуждалась возможность импорта сжиженного природного газа с Ближнего Востока, особенно из Ирана, который имеет большие запасы природного газа. Препятствием для этого может стать не только конкуренция ЕС со странами Азии за эти газовые ресурсы, но и политическая напряженность в отношениях между Ираном и Западом с точки зрения ядерной программы страны. Основным и наиболее важным альтернативным источником российского газа остается Каспийский регион, который включает в себя значительные месторождения природного газа и запланированные трубопроводные системы, которые могли бы снабжать ЕС достаточным количеством газа через Южный энергетический коридор. Поэтому чрезвычайно важно улучшить диверсификацию поставок газа в ЕС, чтобы ни одно государство-член не зависело от одного источника. Азербайджан и Иран являются наиболее привлекательными поставщиками рассматриваемого Южного энергетического коридора для природного газа. Обе страны имеют значительные резервы и существующие или строящиеся трубопроводные сети на экспорт. Также важно значительно повысить гибкость и устойчивость газотранспортной системы ЕС в краткосрочной и среднесрочной перспективе, чтобы она могла использовать СПГ, биогаз и неконвенциональных ресурсов. Энергетическая безопасность ЕС также должна рассматриваться в контексте растущего мирового спроса на энергию, который, как ожидается, увеличится на 27% к 2030 году. Надо учитывать и важных изменений в торговле и потоках энергии. Эксперты говорят, что европейцы могут только выиграть от растущей конкуренции между российским трубопроводным газом и сжиженным природным газом, поступающим с международного рынка. Стратегия энергетической безопасности ЕС определяет области, в которых необходимо принимать решения или предпринимать конкретные действия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе:



1. Немедленные действия, направленные на улучшение способности ЕС справляться с серьезным нарушением поставок топлива и энергии.;

2. Укрепление механизмов солидарности, включая координацию оценки рисков и планов действий в чрезвычайных ситуациях, а также защиту стратегической инфраструктуры для запасов нефти, риски поставок газа, солидарность государств-членов в случае серьезных перебоев с поставками.;

3. Создание хорошо функционирующего и полностью интегрированного внутреннего энергетического рынка электроэнергии и газа.;

4. Увеличение производства энергии в Европейском Союзе. Возобновляемые источники энергии: экономия расходов на импорт топлива благодаря увеличению использования энергии из возобновляемых источников составляют не менее 30 миллиардов евро в год.;

5. Дальнейшее развитие энергетических технологий.;

6. Диверсификация внешних поставок и соответствующей инфраструктуры в области газа, урана и ядерного топлива. Диверсификация дольжна быть обеспечена Агентства по снабжению к Евратому.;

7. Улучшение координации национальных энергетических политик и принятие единых позиций во внешней энергетической политике.

Россия является одним из крупнейших производителей нефти и природного газа в мире. Стратегический характер этого сырья делает его потенциальным оружием внешней политики России. В то время как некоторые полагают, что Россия зависит от доходов от продажи энергии и рассматривает нефть и газ как рыночные продукты, другие утверждают, что отсутствие альтернативных производителей в регионе позволяет стране использовать их для усиления своего международного влияния. В 2015 году Россия является крупнейшим производителем сырой нефти и вторым по величине производителем природного газа. В стране также находиться крупнейшие запасы газа в мире. Нефть и газ, по мнению некоторых специалистов, могут быть слабым местом российской внешней политики. Страна сильно зависит от продажи этих сырей. В 2015 году доходы от нефти и газа составляют 43% федерального бюджета. Санкции Евросоюза и США, а также падение цен на топливо приводят к росту дефицита бюджета. В 2015 году экспорт 60% российской сырой нефти и более 75% природного газа направляется в страны Европейского Союза. Возможной стратегией снижения этой зависимости является диверсификация покупателей. Россия может обратиться к другим странам, таким как Китай. Однако создание устойчивых отношений между двумя странами осложняется региональной политической динамикой. Беспокойство России по поводу потенциальной гегемонии Китая в регионе Каспийского моря растет. Однако после введения санкций в 2014 году страны подписали два контракта о строительстве новых трубопроводов. Транспортировка природного газа требует трубопроводной системы. Рынок газа не так глобализирован, как рынок нефти, а добыча всегда была на локальном уровне. По этой причине Россия стремится повысить свою независимость от стран, по территории которых проходят ее трубопроводы. С одной стороны, Россия приобретает все большую долю газовой инфраструктуры на територии этих стран. Первым государством, которое продало свое доль, является Молдова, за которой следует Беларусь. С другой стороны, Россия начинает строительство новых трубопроводов. Проект «Южный поток» был создан в ответ на европейские усилия по диверсификации, такие как проект Nabucco. Впоследствии «Южный поток» был заменен проектом «Турецкий поток». В стоимостном выражении российская нефть, экспортируемая в январе-марте 2019 года, выросла на 3,1 процента по сравнению с ...огичным периодом в 2018 году до 29,159 миллиарда долларов. Физический объем экспорта за отчетный период увеличился на 6,8 процента до 65,981 миллиона тонн. В марте 2019 года доходы от нефти выросли на 16,8 процента по сравнению с февралем и достигли до 10,883 миллиарда долларов, а объемы экспорта увеличились на 13,5 процента до 23,712 миллиона тонн. Нефть и газ могут сыграть важную роль во внешней политике России, поскольку они имеют стратегическое значение как для производителя, так и для покупателя. Однако, хотя в некоторых аспектах они приносят выгоду стране на международной арене, производство этого вида сырья также может быть слабым местом. Основными факторами, которые могут оказать такое влияние, являются: высокая зависимость России от энергетических доходов и определенных покупателей; неэффективное управление сектором и отсутствие иностранных инвестиций; расхождение энергетических интересов в самой стране и геополитика газопроводов. Будущее решение России о том, использовать ли нефть и газ в политических целях, будет зависеть от этих факторов так же, как и от внешних интересов страны.



Болгария отстает десятилетиями по показателем экономического, энергетического, экологического и социального развития. С национальным доходом в 6 300 евро на жителя Болгария является самой бедной страной в Европе. При национальном доходе (ВВП/житель), который меньше, чем ...огичний доход в Италии, Греции, Румынии или Венгрии, Болгария потребляет сопоставимую или больше первичной энергии, чем резидентов этих стран. С 12,12% Болгария входит в число стран с самой низкой долей газа в потреблении первичной энергии в Европе. Низкая доля газа отражает серьезные структурные деформации в энергетическом балансе со значительными энергетическими, экономическими и экологическими недостатками, включая низкую долю комбинированной выработки тепла и электроэнергии и высокую долю вырабатываемой электроэнергии. Болгария была одной из первых стран в ЕС, которая начала разведку сланцевого газа, но в 2012 году ввела мораторий на эту деятельность. Тем не менее, страна активизировала разведку нефти и газа в Черном море. Болгария имеет центральное географическое положение в Юго-Восточной Европе, и для региона крайне важно то, чтобы она имела адекватную инфраструктуру для хранения природного газа, а также национальную транзитную сеть. Страна полностью зависит от импорта из России для удовлетворения спроса на внутреннем рынке газа. Весь импорт газа идет из России и доставляется по одному маршруту через Украину. Это, в дополнение к очень ограниченной емкости хранения, делает Болгарию особенно уязвимой для безопасности поставок газа. В то же время Болгария является важной транзитной страной для поставок российского газа на Балканы, в Грецию, Турцию и Республику Македонию. Димитр Штерев, старший эксперт «Булгартрансгаза», считает строительство газопровода «Турецкий поток» важным для Болгарии и болгарской экономики. По его словам, включаясь в его продолжение, Болгария вернет свой транзит и напомнил, что с 1 января 2020 года точка подачи газа в нашу страну изменится, и природный газ начнет двигаться из Турции через Болгарию, а затем через территорию Сербии. Бывший министр экономики и энергетики Румен Овчаров прокомментировал, что первое, что Болгария должна сделать, это сформулировать свою долгосрочную энергетическую политику, а не каждое правительство начать все сначала. В интервью Radio Bulgaria Овчаров признал, что из-за недальновидной политики Болгария многое потеряла, прекратив проект «Южный поток».



***

Богатые запасы природного газа России, ее географическое положение и быстрорастущие системы трубопроводов, технические навыки и ноу-хау делают страну самым важным энергетическим партнером на европейском континенте. Тем не менее, высокая зависимость большого числа европейских стран от российского природного газа вызывает сомнения относительно безопасности энергопоставок ЕС. С ростом напряженности в отношениях между ЕС и Россией после событий в Крыму официально бытует мнение, что страна использует природный газ в качестве политического оружия которое удваивает тревогу и озабоченность по поводу европейской энергетической безопасности. Увеличение зависимости Европы от импорта газа увеличило риски для безопасности поставок. Если мы предположим, что в будущем спрос на газ в Европе будет расти, а местные газовые ресурсы будут продолжать сокращаться, поставки газа в Европу будут еще сильнее зависеть от импорта. В настоящее время Россия является основным поставщиком природного газа в Европу и, скорее всего, останется одним из важнейших из них. Однако в будущем снижение добычи российского газа на основных месторождениях в сочетании с растущим внутренним спросом на газ в стране потребует инвестиций в разработку новых и более дорогих российских газовых месторождений. Кроме того, нынешняя сложная ситуация между ЕС и Россией в связи с украинским кризисом сделала проблему поставок энергоносителей еще более неопределенной.



 



аэс козлодуйаэс козлодуй





энергетика Болгарииэнергетика Болгарии


Совет полезен?

Комментарии 0/0