Энергетика принадлежит к основным искусственным системам человечества для удовлетворения потребностей в топливе и энергии по доступным ценам. В реферате рассматриваются вопросы, связанные с современными энергетическими проблемами между ЕС и Россией, а также некоторые аспекты для Болгарии.
С запуском нового морского терминала в 2014 году Литва теперь может импортировать до 4 миллиардов кубометров природного газа в год из Норвегии, что достаточно, чтобы полностью вытеснить Россию как монополиста на балтийском рынке. Правда, однако, заключается в том, что попытки уменьшить монопольное влияние России на европейские энергетические рынки ограничены. Инвестиции в поиск альтернативных источников, как посредством развития местной добычи так и через строительство необходимой инфраструктуры для прокладки новых энергетических маршрутов на Ближний Восток и в Каспийское море, не имеют сильной политической поддержки. Для многих европейских стран, особенно в ЦВЕ, укрепление двусторонних связей с Газпромом остается важнейшим энергетическим приоритетом. Это хорошо видно в контексте проекта «Турецкий поток». Отдельные государства-члены настаивают на том, что структура энергоснабжения является исключительно правительственной прерогативой и не может зависеть от общих решений ЕС, что также закреплено в Договоре о функционировании Европейского Союза. Таким образом, хотя существует общеевропейская энергетическая политика с главной целью обеспечения безопасности энергоснабжения и освоения новых источников энергии, практически каждая страна имеет право определять свою собственную энергетическую стратегию. Создание общей энергетической политики ЕС сталкивается с рядом препятствий. Эффективность процесса энергетической интеграции ограничена географическими, экономическими и политическими различиями между государствами-членами. Энергетическая политика является областью, в которой соблюдение общих правил ЕС особенно сложно, поскольку этот сектор напрямую связан с экономической конкурентоспособностью каждой страны. Страны имеют очень разную энергетическую структуру. Несмотря на различия между собой, государства-члены Европейского Союза преследуют три основные политические цели: снизить затраты на электроэнергию для домашних хозяйств и предприятий («Конкурентоспособность»), обеспечить надежное и устойчивое энергоснабжение («Безопасность поставок») и ограничить негативное влияние производства, транспорта и потребления энергии («Устойчивость») . За последние два десятилетия зависимость Европы от импортных энергоресурсов возросла и, согласно прогнозам, к 2035 году превысит 80% для нефти и газа. Некоторые государства-члены в Центральной и Восточной Европе в настоящее время получают от 80 до 100% поставок природного газа из одного источника (Россия) при том по одному энергетическому маршруту. Основные риски для энергетической безопасности в ЦВЕ связаны с волатильностью цен на энергоносители, в основном из-за зависимости стран от импорта нефти и газа, подкрепленной высоками ценами, которые они платят в результате отсутствия диверсификации поставок. Другим важным фактором является критически высокий уровень энергоемкости их экономик, главным образом в результате устаревшей инфраструктуры и ограниченных инвестиций в модернизацию, в том числе в самом энергетическом секторе. Однако в основе всех этих проблем лежит плохое управление энергетическим сектором, что усиливает негативные последствия риска, особенно во время кризисов. Более 90% всех поставок природного газа в ЕС осуществляются по двусторонним долгосрочным контрактам с оговоркой «take-or-pay», которая обязывает импортера газа оплачивать не менее 85% заказанного количества независимо от потребления в течение года. Таким образом, зависимость региона от российского газа вряд ли существенно снизится до конца следующего десятилетия. Чтобы изменения произошли раньше, по крайней мере, в соответствии с условиями газовых контрактов, необходим резкий поворот в энергетической политике Европы. В связи с этим Европейская комиссия объявила в качестве приоритета создание единого энергетического союза для обеспечения непрерывных поставок энергоресурсов по доступным ценам, которые будут формироваться не в результате двусторонних политических соглашений, а согласно спросу и предложению на рынке. Цель состоит в том, чтобы определить цену на природный газ по рыночному принципу, а не быть частью политических договоренностей двух стран. Таким образом, по мнению некоторых специалистов, возможность России использовать природный газ в качестве оружия для достижения конкретных политических целей за пределами энергетического сектора устраняется. Согласно оценке различных внешних экспертов, потеря благосостояния для ЕС из-за неэффективности рынков газа достигает 30 миллиардов евро в год, причем большинство этих расходов несут страны Центральной и Восточной Европы. Не случайно, что страны Центральной и Восточной Европы в настоящее время платят почти на 100 долларов за 1000 кубометров больше, чем средняя цена на газ в Западной Европе. В настоящее время ЕС импортирует 53% потребляемой энергии. Зависимость от импорта нефти составляет почти 90%, природного газа - 66%, и в меньшей степени от твердого топлива - 42% и ядерного топлива - 40%. ЕС импортирует более 60% своего природного газа, причем две трети этого импорта приходится на страны, не входящие в ЕЭЗ. В импорте природного газа из стран, не входящих в ЕС, наибольшую долю в общем стоимостном импорте занимает Россия (41%), за ней следуют Норвегия (32%), Алжир (14%) и Ливия (7%). Европейская сеть операторов газа оценивает влияние возможных кризисных ситуаций, ...изируя реакцию газовой инфраструктуры в ЕС (трубопроводы, терминалы сжиженного газа, хранилища газа) в случае перебоев с поставками газа из России или транзита из Украины. Если перебои с российскими поставками произойдут в пиковый месяц января, скорее всего, будет затронут практически весь ЕС, за исключением Пиренейского полуострова и юга Франции. Исследование показало, что последствия, как правило, менее серьезны в случае перебоев со стороны Украины,однако в Юго-Восточной Европе возникнет ситуация, когда более 60-80% поставок не будет обеспечено. Безопасность энергоснабжения затрагивает каждое государство-член, хотя некоторые страны более уязвимы, чем другие. Это особенно актуально для менее интегрированных и ассоциированных регионов, таких как Балтийский регион и Восточная Европа. Наиболее актуальной проблемой безопасности энергоснабжения является сильная зависимость от одного внешнего поставщика. Это особенно верно для природного газа и электричества. В шести государствах-членах ЕС Россия является единственным внешним поставщиком для всего их импорта газа, а в трех из них более четверти общих потребностей в энергии покрывается природным газом. ЕС оплачивает импорт энергоносителей в размере более 1 миллиарда евро в день, что составляет более одной пятой от общего объема импорта ЕС. ЕС импортирует нефть и нефтепродукты на сумму более 300 миллиардов евро в год, из которых треть России. Одна из причин, по которой российский экспорт природного газа в Европу больше не может восприниматься как постоянная величина, связана с падением добычи газа в ключевых регионах, таких как Западная Сибирь и полуостров Ямал. Другая причина заключается в том, что внутреннее потребление газа в России растет быстрее, чем прогнозируется в энергетической стратегии страны (436 млрд кубометров в 2030 году). Кроме того, Китай находится в относительно лучшем положении для получения российского газа, так как он может быть включен как к западным, так и к восточным газовым месторождениям. Именно поэтому у Европы нет гарантии на российский газ, даже если Россия способна увеличить его добычу и несмотря на то, что Европа в прошлом была основным потребителем российского газа. Растущая зависимость Европы от импорта заставляет искать срочные экономически эффективные варианты, которые могут диверсифицировать поставки. В последние годы в этой области были проанализированы различные варианты, начиная от увеличения импорта газа из Северной Африки, главным образом из Алжира. Отдельно из Северной Африки также обсуждалась возможность импорта сжиженного природного газа с Ближнего Востока, особенно из Ирана, который имеет большие запасы природного газа. Препятствием для этого может стать не только конкуренция ЕС со странами Азии за эти газовые ресурсы, но и политическая напряженность в отношениях между Ираном и Западом с точки зрения ядерной программы страны. Основным и наиболее важным альтернативным источником российского газа остается Каспийский регион, который включает в себя значительные месторождения природного газа и запланированные трубопроводные системы, которые могли бы снабжать ЕС достаточным количеством газа через Южный энергетический коридор. Поэтому чрезвычайно важно улучшить диверсификацию поставок газа в ЕС, чтобы ни одно государство-член не зависело от одного источника. Азербайджан и Иран являются наиболее привлекательными поставщиками рассматриваемого Южного энергетического коридора для природного газа. Обе страны имеют значительные резервы и существующие или строящиеся трубопроводные сети на экспорт. Также важно значительно повысить гибкость и устойчивость газотранспортной системы ЕС в краткосрочной и среднесрочной перспективе, чтобы она могла использовать СПГ, биогаз и неконвенциональных ресурсов. Энергетическая безопасность ЕС также должна рассматриваться в контексте растущего мирового спроса на энергию, который, как ожидается, увеличится на 27% к 2030 году. Надо учитывать и важных изменений в торговле и потоках энергии. Эксперты говорят, что европейцы могут только выиграть от растущей конкуренции между российским трубопроводным газом и сжиженным природным газом, поступающим с международного рынка. Стратегия энергетической безопасности ЕС определяет области, в которых необходимо принимать решения или предпринимать конкретные действия в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе:
аэс козлодуй
энергетика Болгарии