Выбор пути
Казалось бы, рожденный у моря уже никогда не сможет прожить без него. Я керчанин зовут меня Лобода Алексей Михайлович. Родился в семье рыбака Лобода Михаила Герасимовича механика СЧС (средний черноморский сейнер) рыбколхоза Знамя Коммунизма. В детстве я с друзьями все свободное время, а другого у нас и не могло бы быть, мы проводили на море. С мая месяца и до средины октября купальный сезон и мы с утра до позднего вечера проводили на пляже. В основном на спор плавали, ныряли на время, волейбол и игра в карты, бильярд. Иногда летом меня отец брал с собой в море на вылов кефали. Это необыкновенно здорово. В команде был бригадир, как сейчас помню, фамилия его Зинченко, он за мили в море видел косяки кефали...
С осени приходилось ходить в школу. Школьные домашние задания занимали минут пятнадцать...двадцать. При этом в школе я учился неплохо. Троек не получал. Получал иногда двойки в основном по литературе, некогда было учить...занят очень...море вот оно стоит. В осенне-зимнее время занимались в спорт секциях. Баскетбол - лучшая игра с мячом. Ходили в радиокружок дома юного техника. Когда повзрослели собирали усилители и передатчики средневолновые, радио хулиганили.
Повзрослев, стали задумываться, что нас ждет впереди. Однажды, посмотрев фильм "Дом в котором я живу", я твердо решил, что буду геологом. После окончания восьмого класса, собрался в техникум (г.Березники), но родители убедили, что можно пока отучиться в нашем горном техникуме. Получил профессию горный электромеханик. Удивительное обучение было в нашем техникуме. За время четырехлетнего обучения побывал на практике в добывающем карьере и обогатительной фабрике г. Кривой Рог, шахте г. Марганец. По окончании учебы...армия на носу...предложил друзьям (мы всегда и во всем были вместе), а не поехать-ли нам по распределению в неизвестную станцию Оленья. Все равно через полгода в армию, так хоть север увидим, снег и оленей. Оказалось это город Оленегорск необыкновенно спортивный в то время и на работу нас приняли сразу по шестому разряду. Я и сейчас детям и внукам говорю, что ваш отец (дед) уже в 18 лет имел шестой наряд. Это мы уже после узнали, что рабочая сетка была восьмиразрядная. Вот она и подошла служба в Армии.
К сожалению армия с друзьями разлучила. Поселок Мышенка Белоруссия. Школа младших авиационных специалистов. Фактически это подготовка специалистов-ракетчиков. Направление в г.Червоноград ракетный дивизион. Мне как-то сразу сопутствовала удача. Прислала двоих специалистов по вентиляции, а нужен был один и ,поскольку я электромеханик, меня оставили в промзоне начальником котельной. Как потом оказалось это лучшее место службы нет построений, учений и к столовой привязан. Один раз водили на экскурсию в ракетную шахту. Не позавидуешь. Темно, запах солярки, вентиляция условная...Больше я не спускался туда. Служба протекала размеренно...подавали пар в столовую, собирали грибы и березовый сок. Активно занимался спортом играл в баскетбол и плавал, готовился в институт. Одно время взяли меня на пробу в спорт роту отделения плавание. Нужен был пловец на спине хотя бы второго разряда. У меня был первый разряд вольным стилем, а там были вольники мастера спорта. В плавании на спине я даже на второй разряд не потянул и меня через два месяца отправили обратно. Продолжил службу в котельной. Климат в тех краях изумительный. Деревья в два охвата, земляника, орехи...зимой небольшие морозы. Вот и закончилась служба.
Вернулся домой. Трудоустроился электрослесарем в центральную базу промторга. Буквально через пару месяцев назначили энергетиком предприятия. Поступил на вечернее отделение севастопольского политехнического института (отделение энергетика). Казалось-бы что еще надо. Друзья все собрались. Море...вот оно стоит.
Часто в голове просматривал фильм "Дом в котором я живу", возникали какие то сомнения в душе, не то я делаю, что что-то все не то, не мое...
Написал заявление на увольнение. Пришел с мамой на вокзал и там решали куда мне ехать. Какая-то женщина, услышав наш разговор, громко возмущалась, как так отпускать сына не зная куду. Ближайший поезд был "Новороссийск-Мурманск". Решил поеду в Мурманск и буду моряком полярником. Моряком я не стал по причине какого-то партийца. Как он высказался на комиссии, что стране не хватает специалистов, а вы принимаете его моряком...вот и закончился моряк-полярник. Напротив гостиницы "Север" Мурманска располагалась контора "Севуголь". С приятелем-путешественником решили что поедем на Шпицбергер... Поскольку это выпало на выходные, нужно было ждать несколько дней. Руководители "Севуголь" на выходные улетали в Ленинград и мы не стали дожидаться и двинули дальше. На пути был Ленинград.
Был месяц июль. Тепло. Вот от красавец Ленинград. Совершили прогулку по Невскому, набережной... Объявлений о приеме на работу было много. Были такие бюро по трудоустройству. После обращения в бюро меня чуть кондрашка не хватила... Для городов Москва, Ленинград существовал лимит на рабочих. Поскольку у меня в паспорте "служащий" прием на работу в городе для меня закрыт. Работы нет... денег как у Мимино..., вопрос что делать... Поскольку я поселился на Московском вокзале и болтался несколько дней в раздумьях, приглянулся милиции. Для разговора "пригласили" в отделение на вокзале. Я рассказал все о своих похождениях...поиске работы...отсутствия денег. Очень жаль, что я не поинтересовался фамилией того капитана, который изменил всю мою дальнейшую жизнь. Чаще всего в этой жизни мы забываем поблагодарить. Меня угостили чаем с печеньем и они постоянно куда то звонили. Капитан дал мне адрес организации, которая готова меня принять на работу.
Севзапэнергомонтаж (СЗЭМ) монтажное управление энергетических объектов. Удивительно, но меня принял руководитель без каких-то расспросов и сразу сказал, что работа с командировками. Мне тогда уже было все равно...что, где, когда? А больше всего понравилась фраза "...деньги есть...". Выписали командировочное удостоверение до какого-по Зашейка на строительство АЭС и выдали 20 рублей. Я позволил себе по барски поесть, аж на 80 копеек и купил билет на поезд за 10 рублей. В поезде я услышал разговор о стройке атомной станции. Это оказался бригадир м/у СЗЭМ Генкин. Он помог мне добраться до места назначения. Так началась моя трудовая жизнь длиной в полвека.
Поселок Зашеек расположен на юге Кольского полуострова в 30 километрах железнодорожного узла Кандалакша. Поселок строителей атомной станции состоял из деревянных вагончиков разделенных на два купе с двуярусными нарами. Строительные объекты были еще без крыш, поэтому работы велись мне казалось под постоянным дождем. В пятнадцати километрах от поселка Зашеек заложили Новый город. В котором уже были школа, спортзал. В вагончиках процветали пьянка и разгул. Я от этого уходил в спортзал. Удивительно, но в этом поселке были довольно таки хорошие баскетболисты. Собрали команду баскетболистов и довольно удачно играли в первенстве района (Ковдор, Апатиты, Кандалакша, КФАН...)
Большинство из играющих в баскетбол были сварщики. Спортивное общение переросло в дружбу, а затем и в смену профессии. Оплата труда на стройках сдельная, а оплата электрослесаря - оклад, плюс командировочные. Через три месяца я был уже электросварщик третьего разряда. На монтаже разряды быстро растут, если ты не дерево. Обучение сварщиков проводилось в Ленинграде в лаборатории Севзапэнергомонтаж. Следующее повышение опять теория и практика в Ленинграде. Поступил в Ленинградский политехнический институт уже по специальности "Оборудование и технология сварочного производства" В 1973 году был пущен первый блок Кольской АЭС. Я рад и горжусь, что в этом есть и моя небольшая доля участия. Разряд у меня был низкий, поэтому сварочные работы не очень ответственные, но это сварка покрытия нержавеющими листами центрального зала первого и второго блока и верхний сварной шов колпака первого реактора 1Р. При монтаже оборудования второго блока я уже считался высококлассным сварщиком с допуском к сварке всего оборудования. После пуска второго блока Кольской АЭС в 1974 ко мне подошли представители эксплуатации станции и предложили перейти к ним. Я посоветовался с прорабом. У нас был очень классный прораб по сварке В.Я. Сапронов он был строг, но всегда помогал и не только по работе. Он мне посоветовал перейти в эксплуатацию так как я учусь, а командировки могут этому помешать. Так заканчивается моя кочевая жизнь
Цех централизованного ремонта Кольской АЭС принял меня не совсем радостно. Во первых было штатное расписание по разрядам и квартиру вне очереди получил. В тоже время я был единственным аттестованным сварщиком аргонодуговой сварки и практически жил на работе. Только приедешь домой а следом автобус за тобой. Довольно быстро со сварщиками (они все были ручной дуговой сварки) все наладилось и по сей день со всеми общаемся. Где то через полгода к нам прибыл очень классный сварщик аргонодуговой сварки из Нововоронежа Кузнецов А.А. Стало гораздо приятней работать. Хотя у меня бывало до 150 отгулов переработки за год и я мог спокойно ездить в Ленинград сдавать экзамены, особенно это нравилось жене со мной ездить. Годы...годы... быстро пролетают. Окончил институт, стал мастером по сварке, старшим мастером по сварке, руководителем сварочных работ и газового хозяйства...И так потихоньку пролетело сорок лет работы на Кольской АЭС...Мы взрослеем, а наши родители еще быстрее. Любимая теща стала одинокой и здоровье проблемное. Опять пришлось делать выбор. Он очевиден...Шел 2008 год.
Простившись с Кольской АЭС переехали в столицу Карелии Петрозаводск. Во первых необходимо решить вопрос работы. Я был знаком с руководителем энергомонтажной организации Саволайненом Л.П. ранее относившейся к СЗЭМ и оговорили вопросы. Сближало, что мы ровесники, взрощены в одной организации, играем серьезно в шахматы. Правда Л.П. Саволайнен мастер ФИДЕ, а я послабее. Позвонили с Кольской АЭС и предложили мне трудоустроиться в ПетрозаводскМаш, который покупает Росатом и завод будет изготавливать оборудование для атомных станций. Заводу потребуется специалист знакомый с правилами АЭС. Так я еще двенадцать лет прослужил атомной энергетике...изготавливая оборудование для атомных станций России, Белоруссии, Турции, Индии...
Все трудней и трудней добраться к морю. Хотя уже 850 километров с севера отъехал...осталось каких то 3000...
А море... вот оно стоит... стоит перед глазами...все чаще и чаще...