January 18, 2021

Выбор пути

 Казалось бы, рожденный у моря уже никогда не сможет прожить без него. Я керчанин зовут меня Лобода Алексей Михайлович. Родился  в  семье  рыбака  Лобода Михаила Герасимовича механика СЧС (средний черноморский сейнер) рыбколхоза Знамя Коммунизма. В детстве я с друзьями все  свободное время, а другого у нас и не могло бы быть, мы проводили на море. С мая месяца и до средины октября купальный сезон и мы с утра до позднего вечера проводили на пляже. В основном на спор плавали, ныряли на время, волейбол и игра в карты, бильярд. Иногда летом меня отец  брал с собой в море на  вылов  кефали. Это необыкновенно здорово. В команде был бригадир, как сейчас помню, фамилия его Зинченко, он за мили в море видел косяки кефали...





 С осени приходилось ходить в школу. Школьные домашние задания занимали минут пятнадцать...двадцать. При этом в школе  я учился неплохо. Троек не получал. Получал иногда двойки  в основном по литературе, некогда было учить...занят очень...море вот оно стоит. В осенне-зимнее время занимались в спорт секциях. Баскетбол - лучшая игра с мячом. Ходили в  радиокружок дома юного техника. Когда повзрослели собирали усилители и передатчики средневолновые, радио хулиганили. 

Повзрослев, стали задумываться, что нас ждет впереди. Однажды,  посмотрев фильм "Дом в котором я живу", я твердо решил, что буду геологом. После окончания восьмого класса, собрался в техникум (г.Березники), но родители убедили, что можно пока отучиться в нашем горном техникуме. Получил профессию горный электромеханик. Удивительное обучение было в нашем техникуме. За время четырехлетнего обучения побывал на практике  в добывающем карьере и обогатительной фабрике г. Кривой Рог, шахте г. Марганец. По окончании учебы...армия на носу...предложил друзьям (мы всегда и во всем были вместе), а не поехать-ли нам по распределению  в  неизвестную станцию Оленья. Все равно через полгода в армию, так хоть север увидим, снег и оленей. Оказалось это город Оленегорск необыкновенно спортивный в то время и на работу нас приняли сразу по шестому разряду. Я и сейчас детям и внукам говорю, что ваш отец (дед) уже в 18 лет имел шестой наряд. Это мы уже после узнали, что рабочая сетка была восьмиразрядная.  Вот она и  подошла служба в Армии.



К сожалению армия с друзьями  разлучила.  Поселок Мышенка  Белоруссия. Школа младших авиационных специалистов.  Фактически это подготовка специалистов-ракетчиков.  Направление  в  г.Червоноград  ракетный  дивизион. Мне как-то сразу сопутствовала удача. Прислала двоих специалистов по вентиляции, а нужен был один и ,поскольку я электромеханик, меня оставили в промзоне начальником котельной.  Как потом оказалось это лучшее место службы нет построений, учений и к столовой привязан. Один раз водили на экскурсию в ракетную шахту. Не позавидуешь. Темно, запах солярки, вентиляция условная...Больше я не спускался туда.  Служба протекала размеренно...подавали пар в столовую, собирали грибы и березовый сок. Активно занимался спортом играл в баскетбол и плавал, готовился в институт.  Одно время взяли меня на пробу в спорт роту отделения плавание. Нужен был пловец на спине хотя бы второго разряда. У меня был первый разряд вольным стилем, а там были вольники мастера  спорта. В плавании на спине я даже на второй разряд не потянул и меня через два месяца отправили обратно. Продолжил службу в котельной. Климат  в  тех  краях  изумительный. Деревья в два охвата, земляника, орехи...зимой небольшие морозы.  Вот и закончилась  служба.

Вернулся домой. Трудоустроился электрослесарем в центральную базу промторга.  Буквально через пару месяцев назначили энергетиком предприятия.  Поступил на вечернее отделение севастопольского политехнического института (отделение энергетика). Казалось-бы что еще надо. Друзья все собрались. Море...вот  оно  стоит. 

Часто в голове  просматривал  фильм "Дом в котором я живу", возникали какие то сомнения в душе, не то я делаю, что что-то все не то, не мое... 

Написал заявление на увольнение.  Пришел с мамой на вокзал  и  там  решали  куда мне ехать. Какая-то женщина, услышав  наш разговор, громко возмущалась, как так отпускать сына не зная куду. Ближайший поезд был "Новороссийск-Мурманск". Решил поеду в Мурманск и буду моряком полярником.  Моряком  я не стал по причине какого-то партийца.  Как он высказался на комиссии, что стране не хватает специалистов,  а  вы принимаете его моряком...вот  и закончился моряк-полярник.  Напротив гостиницы "Север"  Мурманска  располагалась  контора "Севуголь". С приятелем-путешественником  решили  что поедем на Шпицбергер... Поскольку это выпало на выходные, нужно было ждать несколько дней. Руководители  "Севуголь" на выходные улетали в Ленинград  и  мы не стали дожидаться  и  двинули  дальше.  На  пути  был  Ленинград.



Был месяц июль. Тепло. Вот от красавец Ленинград. Совершили прогулку по Невскому, набережной... Объявлений о приеме на  работу  было  много. Были такие бюро по трудоустройству. После обращения в бюро меня чуть кондрашка не хватила... Для  городов  Москва, Ленинград существовал лимит на рабочих. Поскольку у меня в паспорте "служащий" прием на работу в городе для меня закрыт. Работы нет... денег как у Мимино..., вопрос что делать... Поскольку я поселился на Московском вокзале и болтался несколько дней в раздумьях, приглянулся милиции. Для разговора "пригласили" в отделение на вокзале. Я рассказал все о своих похождениях...поиске работы...отсутствия денег. Очень жаль, что я не поинтересовался фамилией того капитана, который изменил всю мою дальнейшую жизнь. Чаще всего в этой жизни мы забываем поблагодарить. Меня угостили чаем с печеньем и они постоянно куда то звонили. Капитан дал мне адрес организации, которая  готова меня принять на работу.

Севзапэнергомонтаж (СЗЭМ) монтажное управление энергетических объектов. Удивительно, но меня принял руководитель без каких-то расспросов и сразу сказал, что работа с командировками. Мне тогда уже было все равно...что, где, когда?  А больше всего понравилась фраза "...деньги есть...". Выписали командировочное удостоверение до какого-по Зашейка на строительство АЭС и выдали 20 рублей. Я позволил себе по барски поесть, аж на 80 копеек и купил билет на поезд за 10 рублей. В поезде я услышал разговор о стройке атомной станции. Это оказался  бригадир  м/у СЗЭМ  Генкин. Он помог мне добраться до места назначения. Так началась моя  трудовая  жизнь длиной в полвека.







Поселок Зашеек расположен на юге Кольского полуострова в 30 километрах железнодорожного узла Кандалакша. Поселок строителей атомной станции состоял  из  деревянных  вагончиков разделенных на два купе с двуярусными нарами. Строительные объекты были еще без крыш, поэтому работы велись мне казалось под постоянным дождем.  В пятнадцати километрах  от  поселка Зашеек  заложили  Новый город. В котором уже были школа, спортзал. В вагончиках процветали пьянка и разгул. Я от этого уходил в спортзал. Удивительно, но в этом поселке были довольно таки  хорошие баскетболисты. Собрали команду баскетболистов и довольно удачно играли в первенстве района (Ковдор, Апатиты, Кандалакша, КФАН...)

Большинство из играющих в баскетбол были сварщики. Спортивное общение  переросло в дружбу, а затем и в смену профессии.  Оплата труда на стройках сдельная, а оплата электрослесаря - оклад, плюс командировочные. Через  три месяца я был уже электросварщик третьего разряда. На монтаже разряды быстро растут, если ты не дерево. Обучение сварщиков проводилось в Ленинграде  в лаборатории  Севзапэнергомонтаж. Следующее повышение опять теория и практика в Ленинграде. Поступил в Ленинградский политехнический институт  уже  по специальности "Оборудование и технология сварочного производства" В 1973 году был пущен первый блок Кольской АЭС. Я рад и горжусь, что в этом есть и моя небольшая доля участия. Разряд у меня был низкий, поэтому сварочные работы не очень ответственные, но это сварка покрытия нержавеющими листами центрального зала первого и второго блока и верхний сварной шов колпака первого реактора 1Р. При монтаже оборудования второго блока  я  уже считался высококлассным сварщиком с допуском к сварке  всего оборудования. После пуска второго блока Кольской АЭС в 1974  ко мне подошли представители эксплуатации станции и предложили перейти к ним. Я посоветовался с прорабом. У нас был очень классный прораб по сварке В.Я. Сапронов он был строг, но всегда помогал  и не только по работе. Он мне посоветовал перейти в эксплуатацию  так  как  я  учусь, а  командировки  могут этому помешать. Так заканчивается моя кочевая жизнь



    Цех централизованного ремонта Кольской АЭС принял меня не совсем радостно. Во первых было штатное расписание по разрядам и квартиру вне очереди получил.  В тоже время я был единственным  аттестованным сварщиком аргонодуговой сварки и практически жил на работе. Только приедешь домой а следом автобус за тобой. Довольно быстро со сварщиками  (они все были ручной дуговой сварки) все наладилось и по сей день со всеми общаемся. Где то через полгода к нам прибыл очень классный сварщик аргонодуговой сварки из Нововоронежа Кузнецов А.А. Стало гораздо приятней работать. Хотя у меня бывало до 150 отгулов переработки за год и  я  мог спокойно ездить в Ленинград сдавать экзамены, особенно это нравилось жене со мной ездить. Годы...годы... быстро пролетают. Окончил институт, стал мастером по сварке, старшим мастером по сварке, руководителем сварочных работ и газового хозяйства...И так потихоньку пролетело сорок лет работы  на Кольской АЭС...Мы взрослеем, а наши родители еще быстрее. Любимая теща стала одинокой и здоровье проблемное.  Опять  пришлось  делать  выбор. Он очевиден...Шел 2008 год.



Простившись с Кольской АЭС переехали в столицу Карелии  Петрозаводск. Во первых необходимо решить вопрос работы. Я был знаком с руководителем   энергомонтажной  организации Саволайненом Л.П.  ранее относившейся к СЗЭМ и  оговорили  вопросы. Сближало, что мы ровесники, взрощены в одной организации, играем серьезно в шахматы. Правда  Л.П. Саволайнен мастер ФИДЕ, а я послабее. Позвонили  с  Кольской АЭС  и предложили  мне трудоустроиться в ПетрозаводскМаш, который покупает Росатом и завод будет изготавливать оборудование для атомных станций. Заводу потребуется специалист знакомый с правилами АЭС. Так  я  еще  двенадцать лет  прослужил  атомной  энергетике...изготавливая оборудование для атомных станций России, Белоруссии, Турции, Индии...



   Все  трудней и  трудней  добраться  к  морю. Хотя  уже  850  километров с севера  отъехал...осталось каких то 3000...

А море... вот  оно стоит... стоит перед глазами...все  чаще и чаще...


Совет полезен?

Комментарии 0/0